Раз за разом в СМИ попадают истории конфликтов учителей и учеников, происходящие в российских школах. Но обыватель, увлечённый просмотром новостей о том, как крепчает наша броня и становятся быстрее наши танки, не обращает внимания на такие досадные мелочи. Между тем, то, что выходит на поверхность, представляет собой лишь верхушку айсберга. Учителя, идущие на работу, как на каторгу, ученики, приходящие в школу, чтобы поделиться друг с другом очередным видео с Youtube - канала - вот реалии нашего народного образования.
Складывается устойчивое впечатление, что школы в нашей стране существуют не для людей, они существуют для показателей. И главное в современной системе — чтобы показатели были хорошие. Многие просто не берут сложных детей в школы, чтобы они не создавали проблем. Ведь именно это нынче ценно: когда ты и твое образовательное учреждение «беспроблемно». Но это неправильно, школа не должна гоняться за результатами и руководствоваться одной отчетностью. Должны быть и двоечники, и второгодники, и выпускники со справками вместо аттестата, а как иначе, если ученики разные и сама жизнь так устроена?
На федеральном уровне говорят вроде бы здраво — о том, что результаты ЕГЭ и ОГЭ не должны быть нормативом оценки эффективности образовательного учреждения. А на местах все наоборот, у нас главное — результаты и отчеты. Более никому и ничего не интересно. И нет системы, которая бы была ориентирована на интересы ребенка и семьи, это давно только красивый лозунг. Государство никак не может определиться, кто же все-таки главный в этой связке: государство, семья или все-таки сама по себе школа. Получается, что это корабль без руля, без ветрил. И те передовые образовательные инновационные организации, которые есть, передовыми стали по одной причине — они соответствуют запросам той немногочисленной части родителей, которые реально заинтересованы в образовании детей.
Отношение ребенка к учителю — это всегда отношение семьи. И это абсолютно устоявшееся потребительское отношение. Люди получают в школе услуги. Да, есть люди, которые традиционно уважительно относятся к учителю. Но в то же время я вижу своих сверстников (даже и из учительских семей!), которые, приводя своих детей в школу, воспринимают ее чисто потребительски. Так что государство достигло своей цели — потребительская культура в обществе воспитана и сформирована.
В то же время есть проблема "измельчания учительского корпуса". У нас под маркой непрерывного образования запустили в школу неучей. Считается так: если у тебя есть любое образование, ты можешь преподавать в школе, пройдя за три месяца и 9 тысяч рублей переподготовку. Когда юристы преподают английский язык, что это может быть? Какой уровень знаний, компетенции? Основной костяк качественных преподавателей — пенсионеры. Старение — это проблема номер один для школьной системы. Смены нет.
В России проходят разные конкурсы для формирования кадрового резерва. С голубого экрана нам рассказывают о том, как много делается государством для привлечения новых идей, раскручивания инноваций. Однако, любому здравому человеку видно, что при всех реформах формы содержание не только остаётся прежним, оно деградирует высокими темпами. Остаётся задать один вопрос: кому же всё это выгодно?