Дрик Ф. Г.
Среди множества объективных и субъективных факторов, определявших судьбы и движущие силы развития мировой цивилизации, всегда и всюду существенная, если не ключевая, роль в формировании приоритетов текущей и перспективной внутренней стратегии всех типов социумов, принадлежала идеям и мотивационным предпосылкам, базовой основой которых всегда был принцип эгоистично-меркантильного протекционизма интересов своего социума.
Реализация этого принципа на уровне внутренних интересов только одного отдельного социума, объективно неизбежная в условиях старого, локально замкнутого мира, когда они, социумы, не были связаны между собой какими либо общими, взаимно значимыми интересами, неизбежно активизировала деструктивную компоненту сущности указанного принципа. Катастрофическими последствиями ее во все времена, не исключая и наше, были вражда, войны, революции, бесчисленное множество других потрясений, внутренних и внешних, малых и больших, в том числе и с претензией на мировое господство.
Последний, беспрецедентный по масштабам своих трагических последствий мазок на этой исторической картине был сделан в середине 20-го века кровью многих и многих десятков миллионов землян. Этот мазок красноречиво продемонстрировал им, что извечное детище меркантильных амбиций – старая химерическая идея о глобальном мировом господстве – вопреки множеству поучительных примеров из обозримого исторического прошлого, не изжила себя. И им, землянам, представлялось, что противостоять возможности ее очередного возрождения в обозримом будущем можно только на основе принципа глобальной соборности. И первый, полный радужных надежд, шаг в этом направлении был сделан. Была учреждена ООН с ориентацией на международную гарантию всеобщей военной безопасности.
В последовавшие за этим десятилетия мир, к сожалению, не становился более безопасным. Вследствие идеологической поляризации сверхдержав он стал двух полярным, непримиримо враждебным. Здравый смысл формулы “устранение опасности,” предполагающий постепенное избавление мира от средств ведения войны, трансформировался в формулу “сдерживание опасности,” наоборот, требующую от полюсов перманентного их наращивания количественно и качественно. Что и происходило на самом деле, отвлекая на эти цели колоссальный фискальный потенциал с обеих сторон.
Кроме того, в соответствии с формулой “сдерживание опасности” непредсказуемо наращивался военный потенциал и за пределами сверхдержав, причем на самом высоком научно-техническом уровне. Для предотвращения этого процесса полномочий ООН, в силу ее юридического статуса, оказалось недостаточно.
Хотя сегодня идеологическая поляризация сверхдержав уже в прошлом, но ее уродливый фантом по-прежнему разделяет их и проблема безопасности с ее баснословной стоимостью по-прежнему остается актуальной в глобальном масштабе. Что же касается инициативы ООН по какой либо значимой международной проблеме, то она либо игнорируется, либо задуманная под диктовку США стратегия евро альянса реализуется вообще в обход ООН.
Сегодня также, кроме военных и техногенных проблем, мир де-факто стал перед глобализацией множества других проблем, таких как экология, энергетика, экономика, здравоохранение, транспорт, информатика и т.д. То есть, ситуация вынуждает констатировать, что мир действительно пришел к состоянию, которое можно охарактеризовать как глобально интерфейсное, неразрывно связанное общностью указанных выше проблем. Эти проблемы, если и решаются, то вообще безотносительно к ООН.
Наконец, следует отметить, что за последние десятилетия в различных регионах планеты возникли новые, или обострились старые локальные проблемы, связанные с этническими, конфессиональными, корпоративно-экономическими, политическими и другими интересами, обусловленными местными концептуальными доктринами, как правило и, к сожалению, по- прежнему меркантильно-протекционистского толка. Хотя эти проблемы относятся к местному уровню, но в большинстве случаев, кроме местной значимости, они выходят на уровень не только региональных, но и континентальных, даже мировых проблем (например, претензии ИГиЛ). Миротворческие инициативы ООН в этой сфере так же, как правило, бесплодны.
Таким образом, перед современным мировым сообществом в плане его стратегической перспективы стоят две ключевые проблемы: 1) – отход от старого меркантильного приоритета в реализации интересов отдельных наций и государств и 2) – модернизация ООН.
По первой проблеме всем социально значимым мировым структурам следует, наконец, признать, что ключевым понятием, относительно которого должна выстраиваться современная концепция стратегических приоритетов во всех сферах жизнедеятельности этих структур, является понятие ЗЕМЛЯНЕ. Т.е. любая деятельность в интересах только отдельной структуры, будь то россияне, американцы, азиаты, китайцы и т.д. без первостепенного учета интересов всех землян должна квалифицироваться как глубоко аморальная и, по сути, как преступная против человечности. Соответственно, главная сущность нового приоритета сформировавшегося глобального социума должна быть такой:
национальные, государственные интересы – только через приоритет наднациональных, континентальных и общепланетных интересов.
По второй проблеме следует в безотлагательной перспективе включить в повестку дня ООН вопрос о ее административно-структурной реорганизации . Конкретно -- поставить на обсуждение следующие предложения:
1. Преобразовать ООН в двухуровневый ГЛОБОПАРЛАМЕНТ (ГП): первый уровень -- континентальные и (или) региональные структурные подразделения; второй уровень -- общепланетная структура.
2. Состав представительства первого уровня делегируется только странами региона (континента). Объем полномочий на этом уровне – решение всего комплекса проблем, возникающих в пределах региона (континента). Исполнение принимаемых решений – БЕСПРЕКОСЛОВНО ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ.
3. Состав представительства второго уровня – лица, делегированные администрациями первого уровня. Объем полномочий на этом уровне – решение глобальных проблем, контроль исполнения решений первого уровня с позиции глобальных интересов, решение конфликтных межрегиональных проблем. Исполнение всех принимаемых решений – также БЕСПРЕКОСЛОВНО ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ.
4. Администрация обоих уровней ГП должна располагать соответствующим своему уровню силовым потенциалом, необходимым для выполнения возможных миротворческих операций. Средства указанного потенциала формируются, дислоцируются, находятся в ведении и применяются по решению только администраций соответствующего уровня.
5. Средства оснащения силовых формирований первого уровня: оружие только стрелковое, в том числе автоматическое; транспорт всех видов, в том числе военизированный.
6. Технический состав вооружения подразделений второго уровня: транспорт всех видов базирования, исключая подводный; вооружение -- все виды стрелкового оружия, в том числе крупнокалиберное, артиллерийские системы наземного, в том числе мобильного, базирования, исключая средства массового поражения и системы стратегического назначения.
7. Наличие оружия всех типов у населения исключается.
8. Локализация офисных структур администраций первого у ровня – в географических центрах регионов (континентов). Соответственно, офис администрации второго уровня – в точке пересечения экватора с нулевым меридианом. Но, поскольку обе точки Гринвича расположены в океане, меридиан может быть выбран консенсусом (если, конечно, не решиться намыть остров в тихом или атлантике…).
2012—2015г.г.