Удары по икроножной мышце всегда крайне болезненны, а если этот удар нанесен шипами – «яркие впечатления» обеспечены на неделю вперед. В последнее время часто всплывает вопрос о том, как же наказывать игрока за подобные нарушения. Артем Рыженко разбирался
Конечно, речь в первую очередь идет о нашумевшем матче «Зенит» – ЦСКА и вот об этом моменте в самом начале встречи.
Если за второй такой фол игрок «Зенита» получил желтую, то в первом случае обошлось даже без карточки
Болельщики ЦСКА яро требуют удаления в самом начале матча. Давайте разбираться, как наказывается такой фол в целом, а также в данном конкретном случае.
Подобное нарушение можно трактовать сразу по двум пунктам: «грубая игра» и «опасная игра». А вот чтобы понять грань между «очень грубой» и «грубой игрой», а также «степень опасности» данного фола, нужно разобраться в правилах и возможных последствиях.
Правила
Существуют различные обстоятельства, когда игрок должен быть предупрежден за неспортивное поведение. Выделим некоторые из них:
- попытается обмануть судью, например, симулируя травму или рассказывая, что против него было совершено нарушение (симуляция);
- меняется местами с вратарем, когда идет игра или без разрешения судьи;
- совершает нарушение, наказуемое штрафным ударом, в безрассудной манере;
- играет рукой в мяч, вмешавшись в момент у соперника или прервав перспективную атаку;
- лишает соперника явной возможности забить мяч с помощью нарушения, при котором присутствовала попытка сыграть в мяч, и судья при этом назначает 11-метровый удар;
- играет рукой в мяч в попытке забить его в ворота (независимо от того забит он или нет) или в неудачной попытке предотвратить гол;
- демонстрирует неуважение к игре;
- словесно провоцирует соперника во время игры или при ее возобновлении.
Нарушения, наказуемые удалением
Игрок, запасной или замененный, который совершит любое из следующих нарушений, удаляется с поля, если:
- лишает соперника гола или очевидной возможности забить мяч, умышленно сыграв рукой (кроме вратаря в своей штрафной площади);
- лишает гола или очевидной голевой возможности соперника, чье общее движение направлено к воротам игрока, нарушившего правила, с помощью нарушения, наказуемого штрафным/свободным ударом (учитывая описанное ниже);
- совершает серьезное нарушение правил;
- кусает или плюет в кого-либо;
- ведет себя агрессивно;
- использует оскорбительные, обидные или нецензурные выражения и/ или жесты;
- получает второе предупреждение в одном матче.
Серьезное нарушение правил
Подкат или нападение, угрожающее безопасности соперника, или использование чрезмерной силы или жестокости, должны быть наказаны, как серьезное нарушение правил.
Любой игрок, бросающийся на соперника в борьбе за мяч спереди, сбоку или сзади с использованием одной или обеих ног с применением чрезмерной силы или угрожающий безопасности соперника, виновен в серьезном нарушении правил.
Опасная игра
Опасная игра подразумевает любое действие, когда футболист, пытаясь играть в мяч, угрожает нанести травму кому-либо (в том числе самому себе) и включает помеху ближайшему сопернику играть в мяч из-за боязни получить травму.
За это и получил второе предупреждение Бийол. Но эпизод можно трактовать в две стороны – кто из участников эпизода играл опасно – Барриос или Яка? Вилков решил, что второй.
Агрессивное поведение
Агрессивное поведение — это действие, в котором игрок использует или пытается использовать чрезмерную силу или жестокость против соперника, когда не борется за мяч, или против партнера по команде, официального лица команды, официального лица матча, зрителя или любого другого лица, независимо от того, имел ли место контакт.
В дополнение к этому, игрок, который не борется за мяч и умышленно бьет соперника или любое другое лицо по голове или по лицу ладонью или рукой, виновен в агрессивном поведении, кроме случая, когда использованная сила была незначительной.
Для болельщика ЦСКА в моменте с Азмуном и Обляковым налицо чрезмерная сила, агрессия и просто безрассудство, однако, если посмотреть на этот эпизод и его последствия, можно обнаружить два фактора, которые могли смутить судей, причем как главного, так и VAR:
1) Азмун все же боролся за мяч и не проявлял чрезмерной агрессии, однако такое нарушение было действительно безрассудным поведением;
2) Обляков «не изобразил» насколько серьезно он пострадал, а VAR применяют лишь для разборов эпизода с прямым удалением.
Вспомните удаление Сон Хын Мина в эпизоде с Гомешом: кореец получил желтую, которую затем сменили на красную (ее, кстати, потом отменили). Как ни странно, видимость полученной травмы играет роль, даже несмотря на «спортивный» характер нарушения и отсутствие чрезмерной агрессии в этом эпизоде, судья решил удалить нападающего «шпор», хотя с точки зрения правил – это неверное решение, но в ином случае, как Егоров говорил про пенальти на Оздоеве в самом начале матча «Локомотив» - «Зенит»: «Судью бы просто не поняли».
Возвращаясь же к нашему случаю, отметим, что судья счел эпизод «игровым», а приложенную силу «незначительной», но все равно ошибся – даже несмотря на то, что шла 7-я минута матча, иранец должен был получить желтую карточку как минимум.
То есть, с точки зрения правил можно сделать четыре вывода:
1. Азмун нарушил правила, но однозначно сказать прямое ли это удаление – сложно;
2. Вилков все равно ошибся, не наказав игрока «Зенита» предупреждением;
3. В таком случае ряд его последующих нарушений тянул на вторую желтую карточку, а значит – удаление, причем гораздо раньше, чем он получил свое первое предупреждение;
4. Обляков недостаточно «изобразил» серьезность полученного удара, что могло «смутить» судей, но это не оправдание для такой серьезной ошибки.
Нога Облякова выглядит «красноречиво» – насколько серьезной может быть травма?
Это как раз тот случай, когда выглядит страшнее, чем есть на самом деле (как и с Гомешом). Но Ивану от этого ничуть не легче
Во-первых, любое касание шипами почти всегда приводит к рассечениям разной степени, особенно ярко это выглядит, если игрок умудряется шипами повредить крупный сосуд – реки крови обеспечены.
Во-вторых, помимо того, что голень в футболе – одно из самых уязвимых мест – удары по ней как сзади, так и спереди крайне болезненны. Уж тем более – шипами
Щитки носят не только для защиты лежащей поверхностно кости, но и потому, что удар в эту область – очень болезненный, настолько, что его даже часто используют в некоторых техниках самообороны.
В-третьих, но не по значению: риск травмы. Прямой удар, тем более с добавкой шипами – это почти гарантированный ушиб, и на фото присутствуют все его признаки – припухлость, гематома; зачастую нагрузка на эту ногу впоследствии вызывает болезненные ощущения.
Возможно ли что-то более серьезное, чем ушиб?
Да, конечно, подробно о мышечных травмах я писал здесь, но остановимся на ключевом моменте – прямой удар по сокращенной (хотя не так важно, сокращенной ли) мышце – фактор риска ее повреждения, вплоть до разрыва. Травмы икроножной мышцы – не редкость в футболе, причем само по себе их повреждение весьма коварно.
Во-первых, на икроножную мышцу ложится довольно большая нагрузка, и у нее практически нет «помощников» – синергистов, из-за чего при ее повреждении риск рецидива или неполного восстановления довольно высок.
Во-вторых, если повреждение затронет сухожилие, то это большой риск формирования хронической патологии, например тендинопатии ахиллова сухожилия, необязательно сразу после травмы, но в будущем или после рецидива – вполне.
Суть этого заболевания в том, что в сухожилии возникает очаг хронического воспаления, и его главная особенность – в реакции на нагрузку: при ее отсутствии или снижении боли уходят, а при возобновлении тренировок и интенсивной нагрузки – возвращаются.
Каков вердикт?
Даже по самым лояльным трактовкам эпизодов иранец не должен был доиграть матч до конца. Риску серьезной травмы он соперника не подверг, но сам эпизод с подобным фолом всегда крайне болезненный, хотя и не так часто влечет за собой вероятность серьезной травмы.