Найти тему
Сантехмаркет

ОСАГО для людей...?

Оглавление

Я до сих пор в ауте от этого случая , когда пришлось заниматься оформлением ДТП моего автомобиля , но как моего , вообще-то номинально моей жены, а по документам - моего. Итак все по порядку.

Купил пару месяцев назад своей жене машину. Чтобы подарок - оказался сюрпризом все официально пришлось оформить на себя.

И вот в один прекрасный день "ТАДАМ!!!" Поздравляю , пользуйся дорогая, чмоки, чмоки, машина твоя.

Неновенькая конечно , 2014 год. Зато TOYOTA RAV4 да и еще леворукая (для нашего сибирского региона популярный экземпляр). Вообщем стала моя дорогая осваивать автомобиль, буквально пылинки
с него сдувает. Опыт вождения сразу скажу у нее большой, ездит очень аккуратно. Но как говорится если не ты , то найдется тот кто в тебя...

В один из вечеров (где-то приблизительно в 22 часа) возвращаемся домой я на пассажирском, жена за рулем. Останавливаемся на красном светофоре, позади нас останавливается девушка на старенькой TOYOTA COROIIA.

Через 15 секунд ожидания зеленого света, слышим визг тормозов. Затем удар ,в стоявший за нами автомобиль, который по инерции влетает в нас. Шок, маты вслух, угрозы здоровью нет - в такой последовательности по крайне мере пронеслось все у меня за какие то 5 секунд. Беру себя в руки, спокойно "Ипполит" не нервничай. Главное , чтобы все были живы и здоровы.

Выхожу из машины осмотреться и оценить ситуацию. Картина "маслом": в "Короллку" со всей дури влетела TOYOTA CALDINA (где-то 90-ых годов выпуска). Передняя часть вся в "хлам" , масло и тосол текут ручьем. Водитель мужчина держится за голову , вообщем в шоке. У "Короллы" естественно вся задняя часть разворочена. Передний бампер сомкнулся в "бесконечном поцелуи" с нашим "РАФчиком". Девушку из "Короллы" трясет. Спросил у всех участников все ли в порядке, нужна ли кому медицинская помощь? Все отказались. Понял. Набираю ГАИ и сообщаю о ДТП. На улице холодно, сажусь в машину, ждем инспекторов.

Не проходит и 2-х минут, вокруг нас начинают собираться автомобили аварийных комиссаров , видимо представляющих различные конкурирующие СТО. В какой-то момент этих машин становится больше чем участников ДТП раза в два. Думаю с чего такой ажиотаж. Да, давненько я не попадал в аварии. Выхожу из машины узнать , что да как, оценить ситуацию.

Слышу кто-то из комиссаров разговаривает видимо со своим начальством по телефону: " У нас тут "тройняжки", одна леворукая и две праворуких". "Тройняжки" - надо запомнить, очень смешное выражение.

Подбегает ко мне один из комиссаров , интересуется, кто был за рулем , как все произошло, вызвали ли ГАИ? Все подробно ему рассказываю и интересуюсь последовательностью действий. Надо отдать должное, ребята все подробно рассказывают, что помогает в шоковой ситуации участникам. В нашем случае патруль ждать обязательно , так как в ДТП - три машины. Правда сколько их ждать нигде не прописано.

Сколько ждать ГАИ при ДТП после вызова по регламенту?
Само время ожидания нигде в законодательстве не регламентировано. Но есть предписания для сотрудников прибывать на место ДТП, не медля и при первой же возможности. Об этом говорит пункт 7.3 Административного регламента, введённого Приказом №664:
7. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора обязаны:
...
7.3. Прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место ДТП, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, ДТП;
Статья 12 ФЗ О полиции же содержит саму обязанность сотрудников по оформлении документов об аварии.
Как на практике?
Как видим, Административный регламент не указывает чёткого времени прибытия на место ДТП после вызова в 2019 году: ни полчаса, ни 2 часа, ни 10 и ни сутки и более. Указано просто, что сотрудники ГИБДД должны действовать незамедлительно. А как это незамедлительно, не указано, и ждать инспекторов приходится порой по много часов. На практике же могут быть случаи, когда:
другие ДТП, которые ДПС оформляют в порядке очереди (а может и пропуская "особо важных персон" вперёд), и ваш вызов 20-й по порядку, к примеру, остаётся только догадываться, сколько ещё придётся ждать ДПС,
отсутствие свободных патрулей, так как в вашем городе проводится мероприятие, и подавляющее их большинство стянуто для охраны общественного порядка туда,
не все экипажи ГАИ уполномочены оформлять документы по авариям, поэтому ждать приходится часто долго.

Один минус от комиссаров - все это за отдельную плату. 2-3 тысячи рублей и все оформление они берут на себя. С одной стороны очень удобно. А с другой стороны - все это можно сделать и самому. Ничего там сложного нет. Видео, фото, заполнить извещение, нарисовать схему, написать объяснительную каждому участнику. Но я все же повторюсь все участники по разному переносят последствия и находятся иногда в непонимающем состоянии.

Так что , если интересно мое мнение , то я "ЗА" такие службы.

Обычно за эти услуги платит виновник происшествия, но при различных обстоятельствах можно и поделить.

Итак не прошло и часа , все необходимые документы оформили. Остались только протоколы. ГАИ как не было так и нет. Сидим ждем, общаемся между собой, обмениваемся впечатлениями. И тут я обратил внимание , что с теми кто в нас врезался аварийные комиссары общаются активнее , чем с нами. Такое ощущение , что к нам весь интерес с их стороны угас по сравнению с первоначальным.

В процессе разговора я выяснил, с чем это связано. Машины с правым рулем интереснее с точки зрения заработка СТО к которым привязаны комиссары. Там и на ремонте можно заработать и на запчастях, да еще и при желании страховую компанию отжать на дополнительные деньги, даже через суд. Поэтому с самого начало они пытаются стать представителем потерпевшего владельца праворукой машины во всех инстанциях и в первую очередь перед страховой компанией. И вот здесь они получают максимальную выгоду. Весь вопрос только вашего согласия и чистоплотности СТО , в которую вас предлагает загнать аварийный комиссар. Вам решать действовать самому или отдать все в руки аваркома. А вот с машинами с левым рулем все намного сложнее стоимость всех запчастей строго регламентированы Центробанком и Минфином. За основу взяты цены китайского производителя под маркой SATA. Поэтому маневров по ценам и оценкам ущерба там практически нет. А так в принципе по новым правилам процесс получения страховки происходит несложно.

Вы после оформления ДТП должны позвонить или приехать в свою страховую компанию и зарегистрировать страховой случай в течении 5-ти дней (кстати потом почитал не совсем так).

Сроки обращения за выплатой или возмещением ремонтом по ОСАГО в 2019 году регламентируются сразу несколькими нормативно-правовыми актами. А зависят они от того, по европротоколу было оформлено ДТП или обычным образом. В целом они составляют от 5 дней до 3 лет, но есть и обязанность обратиться в страховую компанию в первом случае. Но на самом деле, всё гораздо проще, чем звучит на первый взгляд. Давайте разбираться, какие сроки для обращения предписаны конкретно в Вашем случае!
Чем регулируются сроки обращения по ОСАГО?
Итак, есть 3 законодательных акта, регламентирующие сроки обращения в страховую после ДТП:
Гражданский кодекс РФ и срок общей исковой давности,
Федеральный закон об ОСАГО, предписывающий иные сроки обращения за выплатой или ремонтом,
Правила страхования Центробанка, которые во многом дублируют указанный выше ФЗ.
Следует иметь в виду, что эти 3 нормативных акта мы перечислили в порядке приоритетности их применения: кодексы имеют приоритет над ФЗ, а ФЗ – над ещё более локальными правовыми актами – Положении о правилах страхования Центробанка.
Сколько они составляют и от чего зависят?
Итак, срок обращения в страховую по ОСАГО составляет:
5 дней, если ДТП оформлено без сотрудников ГИБДД заполнением европротокола,
3 года, если авария оформлялась с участием полиции.
Рассмотрим их более подробно!
Когда нужно обратиться в течение 5 дней?
Если ДТП оформлялось с помощью европротокола. Это прямая обязанность обоих участников аварии, и срок обращения для них одинаковый:
потерпевший обязан обратиться в страховую в срок 5 дней вместе с заявлением о страховом возмещении,
виновник обязан обратиться в тот же срок в свою страховую, чтобы уведомить о наличии ДТП – за невыполнение этой обязанности его ждёт регресс (взыскание суммы возмещения потерпевшему).
Данный срок урегулирован пунктом 3.8 Правил страхования. Вам необходимо сдать свой бланк извещения (европротокола) в страховую вместе с заявлением о возмещении ущерба. Обязательность заявления регулируется абзацем 2 пункта 3.9 тех же Правил. Кроме того, данный пункт предписывает Вам в самые ближайшие сроки уведомить страховую о наступлении страхового случая.
В каких случаях нужно обратиться в течение 3 лет?
Во всех других случаях, когда ДТП оформлялось сотрудниками ГИБДД. На самом деле, прямо сроки обращения в таких ситуациях не регламентированы никакими законами. Просто общий срок исковой давности на 2019 год составляет ровно 3 года с того момента, когда истцу (то есть Вам) стало или должно было стать известно о нарушенном праве.
Казалось бы, причём тут иски и суд, если речь идёт об обращении за выплатой или ремонтом?! Но в случае, если Вы заявите своё право на получение таковых по истечении 3 лет, а страховая Вам откажет, то обязать страховщика возместить вред сможет только суд, куда Вам и придётся обратиться. А вот в суде страховщик уже заявит об истечении срока давности, и в итоге дело Вы проиграете.
Срок в 3 года для обращения урегулирован статьёй 196 Гражданского кодекса России.
Что будет, если пропустить время?
За пропуск 3-хлетнего срока обращения за выплатой после ДТП, если оно оформлялось сотрудниками полиции, Вы просто не получите возмещение. Почему, мы расписали выше.
А вот за пропуск 5-дневного срока Вам ничего не будет. Это одна из многих обязанностей для автолюбителей, за нарушение которых не предусмотрено ни штрафа, ни вообще каких бы то ни было последствий. В том числе отказа в выплате или возмещении ремонтом.Если Вы пропустили 5-дневный срок, то всё ещё можете обратиться в страховую в течение общего срока исковой давности – 3 года.
А вот для причинителя вреда – виновника ДТП – 5-дневный период может нести очень большие потери. За пропуск ему будет выставлен регресс – то есть с него взыщут ровно столько, сколько было возмещено Вам как потерпевшему. Плюс судебные издержки, если виновник не выплатит регресс в добровольном порядке. Конечно, речь идёт только о случаях оформления ДТП европротоколом.
За пропуск срока в первом пункте Вам подлежит неустойка в размере 1% за каждый день просрочки. Во втором – 0,5%.
-2
Но риски есть!
Особенно, при том же оформлении аварии с европротоколом без участия ГИБДД. Дело в том, что в такой ситуации о характере и обстоятельствах ДТП известно только Вам и виновнику. Повреждения со временем имеют свойство устаревать, и страховой компании при оценке или экспертизе становится сложнее определить причастность повреждений именно к этому ДТП. Особенно, если есть скрытые внутренние повреждения, изначально не заявленные.
В таких случаях, если Вы обратитесь, к примеру, почти через 3 года, страховая может отказать в выплате или ремонте на основании невозможности сопоставить повреждения с датой ДТП. Но главное, суд может встать на сторону страховщика, определив проведение судебной экспертизы, где эксперт также не сможет определить.
Ещё одна важная тонкость для Вас как потерпевшего – ни в коем случае не ремонтировать автомобиль до обращения в страховую. Иначе будет законный отказ (часть 20 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО).
Какие ещё обязанности потерпевшего?
Итак, вместе с вышеперечисленными обязанностями Вы после ДТП Вы должны:
обратиться в течение 5 дней страховую, если авария оформлялась европротоколом (но ответственности за неисполнение нет),
обратиться в течение 3 лет в остальных случаях, иначе в возмещении ущерба будет законном отказано,
уведомить страховщика о страховом случае при первой возможности (наказания и последствий также нет),
не ремонтировать машину до осмотра или экспертизы; если возмещение Вы выбиваете по суду, то лучше не приступать к самостоятельному ремонту до проведения и судебной экспертизы.
Какие сроки после обращения?
При соблюдении указанных выше сроков и отсутствии других оснований для отказа Вам обязаны возместить ущерб в полном объёме. Но это может занять некоторое время, включая:
в течение 20 дней страховая рассматривает Ваше заявление с приложенными документами (отсчёт начинается с даты подачи всех документов) и в этот срок обязана выдать направление на ремонт или выплатить деньгами,
если выдано направление на ремонт, то в течение 30 дней Вам обязаны отремонтировать автомобиль (отсчёт начинается от даты предоставления Вами машины в СТОА и не откладывается разного рода согласованиями, отсутствием запчастей или иной возможности приступить к ремонту).
-3

После регистрации , вам назначают время приезда для оформления страхового случая. Причем вы взаимодействуете со своей страховой компанией. А уже они в дальнейшем будут взыскивать со страховой компании вашего "обидчика" средства , которые потратили на возмещения в том или ином виде ваших убытков по ремонту автомобиля. Опять же если у виновника есть полис ОСАГО, в противном случае вам придется возмещать убытки через с суд .

Надо четко понимать , что ОСАГО - это страхование вашей ответственности в случае если вы станете виновником ДТП, а не вашего имущества, как считают многие.

Итак после долгих ожиданий сотрудники ГАИ наконец-то приехали, через 2 часа после моего вызова и это в 12 ночи, когда выездов у них не так и много , да пробок нет. Представляю сколько ждут , когда рабочий день в полном разгаре.

Дальше все по стандартной схеме протоколы , объяснения участников, выяснение виновных и как следствия административный штраф водителю TOYOTA CALDINA. Можно ехать домой.

На следующий день я позвонил в свою страховую компанию и обозначил , что у меня было ДТП. Мне назначили время обращения в офис, после продублировали СМС. Круто! Даже СМС прислали. При этом предупредили ,что ничего в машине не пытаться ремонтировать до оценки ущерба.

В четко назначенное время я приехал в офис страховой. Неулыбчивый, но участливый менеджер принял у меня все необходимые важные документы. Сделал ксерокопии с оригиналов. Выкатил акт о приеме документов, который я подписал, перед этим внимательно изучив.

Важно!!! Все документы обязательно читайте и не стесняйтесь спрашивать, ведь вы не специалист в этом, а значит в этом нет ничего стыдного.

Затем этот же специалист в моем сопровождение пошел производить оценку ущерба. С собой у него фотоаппарат и линейка. Вот здесь обязательно сообщайте об всех повреждения , которые у вас есть. Чем больше информации вы сообщите , тем более точнее будет произведена оценка ущерба от ДТП. Даже если вы считаете , что есть скрытые дефекты, обязательно просите все зафиксировать, а позже занести в акт осмотра, который вы будете позже подписывать.

Кстати забыл , когда ГАИ на месте составляет протокол, тоже указывайте все повреждения по максимуму. Почему это надо делать? Когда машину начнут ремонтировать и снимать все комплектующие могут вылезти очень неприятные неожиданности по дополнительному ремонту. И если даже в страховую сумму не были включены затраты на этот ремонт, то вы имеете права запросить дополнительные средства со страховой компании.

А если страховая откажется , то провести независимую экспертизу с оценкой и при этом возместить все расходы связанные с ней. А если и в этом случае они откажутся платить., вот в этом случае вы со всей пролетарской ненавистью можете подать в суд и там предъявить протокол ГАИ и акт осмотра страховой , где вы предупреждали о скрытых дефектах, которые сразу определить технически невозможно.

Итак , оценку мне сделали. О возможных скрытых дефектах я все указал. Специалист со мной согласился. Акт подписан. Теперь нужно ждать какая сумма к возмещению мне причитается.

В этот же день мне позвонили из страховой компании и обозначили мне сумму к возмещению, которую признаться я не ожидал. Конечно я расстроился ведь это меньше , чем я рассчитывал. По моим подсчетам это должно было быть в районе 80-90 тысяч рублей, если учитывать качественные запчасти и среднюю стоимость работ. Но увы насчитали всего лишь 55 тысяч рублей.

Перед тем как ехать в страховую и соглашаться с суммой , я все таки решил проконсультироваться со знакомым автоюристом. Он мне разложил по полочкам всю информацию по леворуким машинам (читайте выше) , сказал , что шансов в суде очень мало , в лучшем случае еще тысяч 5-7 выиграешь, а может и нет. А если нет еще на экспертизу потрачусь, на пошлину и услуги юриста. Вообщем не вариант , подумал я. Единственное верное решение - это получить направление на аккредитованную в моей страховой СТО. С этой мыслью я поехал подписывать документы в страховую.

Мне предложили выплатить деньги или получить направление на ремонт. Конечно я выбрал ремонт, выбрал из предложенного мне списка мастерскую (почитал отзывы в инете). Вообщем согласился с суммой , получил направление на ремонт , все подписал. Специалист сказал , что со мной в течении двух недель свяжется СТО , которую я выбрал.

Вообще срок для выдачи направления составляет 20 дней.

Но мне позвонили намного раньше и указали дату когда можно загнать автомобиль. В назначенное время я приехал в СТО , нашел менеджера по работе с клиентами и стали оформлять документы. Да, чуть не забыл предварительно дежурный мастер станции произвел под моим чутким контролем осмотр и записал все дефекты , в том числе и мои жалобы на скрытые повреждения. Без проблем все записал, сославшись , что при разборе проверят и в этом случае страховая премия может быть увеличена , в связи с новыми обстоятельствами.

Менеджер внес все жалобы и повреждения в договор. Я сел, все прочитал. Вообщем-то стандартный договор без всяких заморочек. Спросил про сроки ремонта. Ответили что сам ремонт не долго , главное привезти запчасти.

Перед этим я конечно выяснил , что срок ремонта не более 30 дней по закону.

Однако дело было под конец декабря и поэтому сказали , что раньше начала февраля не ждите- праздники впереди. Запчасти будут идти долго. Я не стал включать "правдоруба" и "законника". Лишь бы качественно все сделали и все пришедшие запчасти которые будут устанавливать предварительно показали мне. На том и разошлись.

После январских праздников мне позвонили с СТО и пригласили посмотреть запчасти , которые будут устанавливать. В назначенное время я приехал. Прошли с мастером на склад где он мне все подробно объяснил и показал. Надо отдать должное сервис со стороны данного специалиста мне внушил доверие. А вот запчасти конечно все китайского происхождения, но как я писал выше, с этим ничего не поделаешь. Хотя сейчас в Китае все крупные компании мира что-то да делают. На этом мы попрощались , а мне пообещали через неделю все сделать.

Не прошло и трех дней, как все тот же мастер неожиданно мне позвонил и попросил подъехать решить вопрос по двери багажника. Что там не подходит по габаритам. Через несколько часов я ,бросив все дела, я приехал на станцию. Нашел мастера и он мне стал объяснять , что багажник не встает четко на место и что придется подгонять по габаритам.

Причем это третий багажник фирмы Sata , который они пробуют установить. Вот так производитель!!! Делает двери под конкретную марку, а они не подходят по габаритам.

Думаю разводят гады на деньги. Меня это стало раздражать. Думаю ладно почитаю на форумах , потом решу. В ответ они предложили вариант покупки контрактной двери , но надо доплатить 18 тысяч. Еще ждать 10 дней. Блин , да что думаю за ХРЕНЬ!!! Ладно , чтобы окончательно не поругаться, а я человек вспыльчивый, взял время для размышления до завтра.

Приехав в офис я тут же начал читать форумы и отзывы о запчастях SATA , набрал парочке знакомым мастерам по "кузовным" работам. И везде один негатив на эти запчасти. То есть не подходят по габаритам, не ложиться нормально грунтовка, нарушена геометрия и т.д и т.п.

Больше того скажу , некоторые посоветовали выправить старую дверь , чем возиться с SATA. Ну вот приехали, подумал я. А так все неплохо начиналось. Ладно, что теперь делать? Бюджет нерезиновый. За машину еще надо пару месяцев долг выплачивать.

Помучился полночи, на следующий день все взвесил и решил купить "контрактную" дверь. Все таки качество и безопасность должны быть превыше всего. Приехал на СТО произвел оплату, заключил договор на покупку запчасти и еще раз пообщался с мастером ,на предмет ремонта и сроков поставки двери, и уехал с мыслью , что скоро все закончится.

И вот прошло две недели. Тадам!!! Мне звонят с СТО и приглашают принять работу ,и забрать машину. На всякий случай беру знакомого специалиста , любимую жену и едим за машиной. Подъезжаем к станции, наша "красавица леворукая" уже стоит на стоянки и блестит такой дорогой во всех смыслах дверью багажника. Мы вышли из машины , жена чуть не подпрыгивает от счастья (два месяца без машины) , знакомый специалист тщательно и придирчиво осматривает результат двух месяцев "нервоза". Выходит мастер, и также тщательно все объясняет ,показывает что сделали , что поменяли. И к тому же , что меня удивило , упомянул про гарантию. Вы не волнуйтесь на все работы и запчасти есть гарантия , если что все переделаем и поменяем. Ну хоть какой-то свет в темном царстве)))

Итак, в нашем случае статья 12 ФЗ-40 в своём пункте 15.1 говорит, что минимальный срок гарантии на восстановительный ремонт по ОСАГО не может быть меньше полугода, а на работы по кузову и лакокрасочные услуги – не менее 1 года.

Вообщем придраться было не к чему. За исключением немного выпиравшего датчика парковки, который тут же нам и поправили. И я с чувством выполненного долга ушел подписывать акт приема-передачи и гарантийный талон. Менеджеры все оперативно со мной подписали , на том мы и попрощались. Когда я вышел , то обнаружил , что в багажники лежат старые запчасти от нашего РАФчика. Это мой знакомый специалист попросил все загрузить нам))) Толко нафига?) А вдруг пригодится сообщил он мне. Ладно пусть будет, подумал я. Хотя нафига, до сих пор не понимаю? Может когда буду продавать бонусом пойдут))) На этом история собственно и закончилась. Жена счастлива, в гараже хлам старых запчастей. В голове плюс новый опыт , на голове - седые волосы.

Пожалуй ничего лучше нет , чем личный опыт. Хотя "да минует Вас сия чаща, что пришлось испить мне", тьфу,тьфу,тьфу через левое плечо. Но если все же Вам придется столкнуться с такой бедой , возможно моя статья чем-то Вам поможет. А что касается самой системы ОСАГО , то выводы делайте сами. Лично мое мнение:

нельзя привязывать ремонт и выплаты к конкретному производителю запчастей и услуг для всех машин,
выплаты и ремонт должны быть равноценными в денежном эквиваленте, хотя бы в среднем по "больнице",
служба аварийных комиссаров очень помогает в ситуациях с ДТП, но она должна быть в штате страховых компаний и круглосуточной- это очень упростит работу ГАИ и снизит сроки оформления.

А что вы думаете про про существующую систему ОСАГО?