Возможно вы слышали эту фразу в немного другом виде
Все пропью, но флот не опозорю
Однако историки указывают, что фраза про казачество имеет более глубокие корни. Вот например обратимся к книге Гоголя "Тарас Бульба"
Но первый, кто попался им навстречу, это был запорожец, спавший на самой средине дороги, раскинув руки и ноги. Тарас Бульба не мог не остановиться и не полюбоваться на него.
— Эх, как важно развернулся! Фу ты, какая пышная фигура! — говорил он, остановивши коня.
В самом деле, это была картина довольно смелая: запорожец, как лев, растянулся на дороге; закинутый гордо чуб его захватывал на пол-аршина земли; шаровары алого дорогого сукна были запачканы дегтем для показания полного к ним презрения.
Бульба одобряет такое поведение, именно таким должен был быть настоящий казак - презирающий богатство, умеющий гулять и в нужное время умеющий воевать. И если дальше читать книгу, то видим как славно бражничали запорожцы, пили до упадку, устраивали мордобои, но сурово карали за убийство побратимов. А уж когда наступал черед воевать, то лучших бойцов было не сыскать.
Казаки с Дона были близкими братьями для запорожцев, но немного все же немного отличались. Так например у донских казаков была своя печать и герб, где был изображен раненый олень. На печати так и было написано:
Иногда стрела изображалась летящей рядом. Тут даже впору вспомнить песню Игоря Растеряева:
Представляю я прошлые века.
Шашка наголо, на щите - олень.
Будто я казак батьки Ермака.
И - наступает ночь. Наступает день.
Но в 1704 году на Дон пришла печать от самого Петра I, там был изображен казак с саблей сидящей на бочке. Откуда она взялась? Якобы во время неудачных Азовских походов, Петр встретил пьянющего казака, сидящего на бочке. Как выяснилось, казак пропил почти все кроме оружия. Казак не узнал Петра, а царь решил испытать и наказать казака и предложил ему продать саблю и ружье за хороший барыш. Но казак отказался:
-Сабля вострая, да ружье мне дано, чтобы за царя и Отечество воевать, а зипун (одежду), Бог даст не обидит.
Ответ понравился Петру и памятуя о такой встрече прислал он на Дон печать с тем самым казаком, в память о том, что де донцы пусть все пропьют, но Дон не опозорят. Но казакам такая печать не особо понравилась.
Ну что за печать то такая - ворчали атаманы да полковники, ведь такая печать порочила честь всего казачества. Но тем не менее для документов уходящих в столицу использовали "срамную печать", а для своих пользовали старую с оленем.
Кстати со временем казак на бочке менялся - добавлялась высокая папаха, усы, штаны, сапоги и нательный крестик
Вот так и остался образ за казаками - все пропьют но Дон не опозорят. Это позже выражение перекочевало к морякам. А если вдруг вам интересно почему именно олень на щиту у казаков, то я напишу об этом отдельный пост