(рассказ)
На моих практических занятиях слушатели начали соревнование под названием "удиви преподавателя". В результате чего их ответом на мои примеры преступных схем с использованием приёмов социальной инженерии явились псевдовзломы смартфонов друг у друга, различные спам-клоны почтовых лотерей и писем помощи, а также имитация раритетных документов.
Однажды группа молодых экспериментаторов принесла на занятия любопытную подделку документа КГБ, времён Советского Союза. Проведя поверхностный осмотр документа я нашёл несколько признаков подделки, чем сильно опечалил троих фальсификаторов из числа моих слушателей.
На этом их деятельность не прекратилась. Пытливый ум будущих экспертов продолжал исследовать ретро-технику подделки документов. Новым примеров их изысканий явился приказ директора ООО, который они представили мне для осмотра на одном из семинаров с вопросом: "Что можно сказать про этот документ?".
Мне на стол был положен лист бумаги с печатным текстом, подписью директора и печатью организации.
- Во-первых, - начал разъяснения я. - Вы сейчас мне представили вполне правдоподобный юридический документ, который в случае обнаружения признаков подделки станет уликой, вероятно против всей вашей организованной компании.
Молодые люди покраснели, что вполне понятно в их возрасте.
- Ещё с того случая, когда Вы принесли "липовый" документ КГБ, я отметил это упущение, но КГБ существовало в СССР, тем документом нельзя было воспользоваться в целях получения выгоды, кроме его продажи любопытным. С приказом всё сложнее, так как он относится к нашему времени. Улики надо погашать.
Один из молодых экспериментаторов взял лист бумаги и сделал надпись "Учебный пример".
- Так и будете представлять примеры в будущем, - одобрил я, принимая документ снова. - Идти к вам в соучастники я не собираюсь. Во-вторых, уточните в целях экономии времени, что нужно осматривать: содержание или форму?
- Форму.
Я несколько минут молча изучал документ, слушатели притихли в ожидании. Чтобы как следует рассмотреть подпись мне пришлось воспользоваться смартфоном в качестве увеличительного стекла.
- Возможно поддельная подпись директора организации, нужна экспертиза - определил я.
- Я же говорил... - эмоционально перебил мои рассуждения один слушатель.
Аудитория зашумела. Я уже понял, что все слушатели снова были на стороне фальсификаторов и не хотели, чтобы я определил подделку. Но для исполнения таких желаний нужен класс работы повыше. Отдельным приёмом можно провести отвлекающие действия при представлении документа. Именно такие спектакли разыгрывают мошенники в случае использования некачественной "липы". Особенно распространена мошенническая сценарная связка: неожиданное событие, происходящее рядом + ограничение по времени принятия решения (поторапливают человека, находящегося "под влиянием").
- Как вы определили? - разочарованно спросил один молодой человек, вероятно инициатор этого учебного баловства.
Многие слушатели записывали мои рассуждения в конспект.
- Эту подпись вы вероятно рисовали через просвет бумаги с подложенным вниз образцом настоящей подписи - перевод подписи на стекле, через которое подаётся яркий свет.
Слушатели молча конспектировали.
- У многих подписей присутствует утончение линий в конце из-за ускоряющегося движения руки пишущего. Многие заканчивают подпись резким движением. Подпись, которую представили вы нужно было закончить росчерком.
Некоторые слушатели закивали головами, вероятно они также ставят свою подпись. Кивать при таких обсуждениях будущим специалистам не нужно. Я отметил для себя, что нужно будет провести несколько упражнений на семинарах по этому поводу.
- Одна из важных исследовательских характеристик экспертизы - это нажим почерка, - продолжал я. - Вероятно в этой подписи и нажим сделан неправильно. При убыстряющейся скорости подписи линия чернил становится тоньше, а в случае с вашим образцом она одинаковой толщины даже там, где рука подписывающего отрывает пишущий инструмент от бумаги. Это могло произойти потому, что фальсификатор старательно и медленно обводил просвечивающее изображение и в конце подписи просто остановил руку, а не сделал росчерк. Не удивлюсь, если вы принесли для сравнения оригинал подписи и, продемонстрировав документы своим коллегам, получили от них одобрение качества подделки.
Некоторые слушатели заулыбались и стали переглядываться.
- Какой способ определения поддельной подписи надёжный?
- Юрист должен основываться на результатах почерковедческой экспертизы, проведённой специалистами по исследованию почерка и подписей, - ответил один из отличников.
- Правильно.
- А, если бы подпись была напечатана на цветном принтере? - спросил тот же слушатель.
- Об этом мы говорили на прошлых занятиях, - ответил я. - Если бы подпись была выполнена на современном струйном принтере, то при достаточном увеличении можно было бы увидеть, что линия состоит из мельчайших точек (капель). При лазерной печати вокруг линий подписи был бы рассеян мелкодисперсный печатный порошок. При увеличении было бы видно, что подпись как будто обсыпана по краям линии какими-то точками.
- Подделку всегда можно определить? - спросил один из фальсификаторов.
- Специалист может определить подделку всегда при условии, качества исследуемых образцов и достаточного наличия достоверных материалов для сравнения, - ответил я. - На этом завершаем рассмотрение незапланированного примера и приступаем к плановым практическим занятиям.
Предыдущий рассказ из этой серии:
18 ноября 2019 года (редакция текста 19 ноября 2019 года).
автор: юрист Демешин Сергей Владимирович.
Участвуйте в обсуждении, пройдите опрос об интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала, также в описании указаны правила комментирования публикаций).