В долине, между Москвой-рекой и Яузой располагалось когда то село Михалково. Точных сведений о возникновении его нет, однако уже в писцовых книгах 1585—1586 года упоминается оно как пустошь — часть «ховринской вотчины Семёна Фомина, сына Третьяка».
Пустошью тогда называли участок земли на месте бывшего поселения, которое по тем или иным причинам - вероятно вследствие пожара или иных катаклизмов прекратило существовать, но продолжал принадлежать землевладельцу и облагаться налогом.
В 1623 году Михалково снова упоминается в писцовых книгах но уже как деревня, принадлежащая дворянину Антону Загоскину. Потом местность эта ещё несколько раз меняем владельцев, пока наконец не попадает во владение рода Дашковых.
Княжеский род Дашковых владел Михалковым с 1680 года, но наибольшего расцвета усадьба достигла при правнуке первого владельца - Михаиле Ивановиче Дашкове, офицере лейб-гвардии Кирасирского полка. Он выстроил из дерева главный усадебный дом, разбил плодовый сад и выкопал большой пруд, где разводили рыбу.
К сожалению, земной жизни Михаилу Дашкову было отпущено только 26 лет, после чего имение перешло по наследству к его супруге — княгине Екатерине Романовне Дашковой, в девичестве Воронцовой. Екатерина Дашкова была личностью яркой и женщиной незаурядной даже по нашим эмансипированным временам. Подруга, наперсница, главная помощница и правая рука будущей императрицы Екатерины II. Одна из образованнейших женщин своего времени, активно интересовалась политикой и сыграла не последнюю роль при свержении Петра III. Была первой женщиной - Директором Санкт-Петербургской Российской академии наук и почётным членом Американского философского общества. Дружила с Дидро и Вольтером, Адамом Смитом и Уильямом Робертсоном, а ещё с Бенджамином Франклином.
По смерти мужа Екатерина Дашкова прожила в Михалково пять лет и продала усадьбу своему дяде и опекуну Никите Панину перед отъездом за границу.
Никита Иванович Панин в Михалково не жил, по долгу службы постоянно находясь в Санкт-Петербурге и в 1772 году подарил усадьбу своему брату Петру Ивановичу. Пётр Панин был хозяином рачительным — при нем Михалково приносило в год более 20 тысяч рублей, что для такого небольшого имения была весьма солидная сумма. Так же в 1780—1784 году он начал строительство в имении единого усадебного ансамбля.
Есть сведения что Пётр Панин водил дружбу с архитектором Василием Ивановичем Баженовым. И именно авторству Баженова большинство исследователей приписывают проект усадьбы Михалково. Идеи Баженова реализовывал Петр Плюсков, семейный архитектор Паниных.
«Подъездная аллея вела к полукруглому парадному двору Усадьбы, в ограду которого встроены дом с боковыми флигелями и башнями въездных ворот. За домом был разбит партер, а на берегу расширенного Головинского ручья — обширный пейзажный парк с прудами.»
При Панине в усадьбе появились оранжереи — характерная черта для богатой усадьбы того времени, плоды из них использовались не только для украшения стола, но и на продажу.
Английский священник В. Кокс посетил Михалково в 1778 году и оставил о нём следующие заметки :
«Усадьба находится ... среди большого леса. Принадлежащие ... постройки очень мило отделаны по образцу английских парков, который здесь отличается разнообразием прелестных пригорков, широкими полями с луговою растительностью с промежутками возделанной земли и с окаймлённым деревьями большим прудом.»
При Панине усадьба Михалковой процветала не только в материальном плане, но и была центром светской жизни — ее посещали знаменитости того времени — Денис Фонвизин, Франциско Де Мирандо, который кстати писал, что «Михалково и его парк показались ему даже лучше, чем у Шереметьевых.
К счастью и к несчастью времена Паниных были расцветом и началом упадка усадьбы.
После смерти Петра Панина в 1789 года его наследник перепродал усадьбу Ивану Алонкину , при котором «усадьба начала приходить в упадок и потеряла прежнюю прелесть».
В начале 19 века Михалково приобрёл были Дмитрий Грачёв. Грачевы, бывшие крепостные Шереметевых, владели Ивановскими мануфактурами — крупнейшим в России производством ситца. Михалково окончательно утратило светский лоск и по сути превратилось в рабочий посёлок.
«усадьба представляла собой «развалин» и очень пострадала от присутствия фабрики: башни были заложены, флигели перестроены, декоративные стены и главный дом разрушены.»
Хотя фабричное производство никогда не располагалось в усадебных строениях. Для промышленных нужд были выстроены специальные корпуса за границей «баженовской» части усадьбы. Да и сами наследники относились к усадьбе бережно и даже выделяли немалые средства на реставрацию зданий.
В 80-е годы XIX века в Михалково для рабочих суконной фабрики был построен целый социально-культурный комплекс: жилые корпуса вокруг Головинского пруда, а больница, магазин, школа, библиотека и даже театр.
Подобно Шереметьевскому Кусково и Кузьминкам Голицыных для публики всегда был открыт доступ в парк, а по выходным и праздникам там играла музыка и проводились концерты.
К концу XIX века территория Михалкова в сторону Ховрина была распродана под дачные участки. В качестве дач использовались даже «баженовские» Флигели.
Усадьба сегодня
К настоящему времени усадьба Михалково пребывает во вполне удовлетворительном состоянии. Сохранились два флигеля красного кирпича, башни, беседки-ротонды, фрагменты ограды и пруды.
Пара башен центральных ворот декорирована ярче всего: украшена лопатками, стрелами и окнами-бойницами. Восьмигранные основания контрастируют с лёгкими вершинами и создают выразительный объём. Башни боковых ворот выполнены проще: от четырёхгранных оснований идут колонны дорического ордера и завершаются острыми пирамидками. Высокая ограда в которую встроены флигели и башни ворот превышает два метра и украшена пилястрами, капителями и рядом кокошников.
Парковые ротонды в регулярном английском стиле, с капителями и шпилями, «то ионического, то тосканского, то коринфского ордера». По двум сторонам от каскадных прудов, располагались беседки-ротонды.
Сейчас усадьба Михалково – великолепная прогулочная зона. На Большом Головинском пруду с восточной стороны обустроен пляж с беседкой-пристанью. С западной стороны возле дубовой рощи есть табличка, что этим дубам более трехсот лет.
Вход в саму усадьбу (за ограду) затруднён, несмотря на то что по закону во все выходные и праздничные дни, а также в Дни исторического и культурного наследия, в усадьбу должен быть обеспечен свободный вход всем желающим.
Последние годы усадьбу и парк преследуют беды. По данным Архнадзора
«В процессе работ по благоустройству парка было вырублено 230 деревьев, в том числе один из исторических дубов с охранным статусом. Была спущена вода каскадных прудов и проведена очистка дна с помощью тяжёлой гусеничной техники, что нанесло ущерб всей экосистеме — были повреждены береговая растительность и гнездовья птиц. Семь исторических трёхсотлетних дубов оказались под угрозой из-за повреждения их корневых систем строительной техникой. Прокладка велодорожек была сделана с нарушением исторического облика парка и требований Акта государственной историко-культурной экспертизы.»
Кроме того московские власти рассматривают проект урезания охранной зоны под многоэтажное строительство, например, место бывшей суконной фабрики Йокиша планируют застроить зданиями высотой до 65 метров.
Но москвичи и гости столицы, живущие неподалеку любят гулять в Михалково. Нет красивей места для романтического свидания, прогулки с детьми, занятия спортом - йогой, бегом, скандинавской ходьбой, для уединенных прогулок и созерцательных размышлений.
Приезжайте и вы в Михалково — насладитесь красотой этого места, погрузитесь в атмосферу покоя и умиротворения. И возвысьте свой голос в защиту этого чудесного архитектурно-природного ансамбля.
Все фотографии, за исключением специально помеченных принадлежат автору блога.
Если вам понравилась эта история - поставьте лайк!
А если хотите регулярно читать истории о путешествиях и приключениях Нежной совы - подписывайтесь на канал "Tender Owl" в Яндекс.Дзен, а так же на канал "Блог нежной совы" в Фейсбуке
Улицы и районы Москвы хранят тайны величественных особняков и загадки старинных усадеб. Я приглашаю Вас посетить вместе со мной самые неизведанные уголки столицы!
Неизвестная Москва. Золотые комнаты Дворца Демидовых.
Неизвестная Москва. Усадьба Разумовского на Гороховом поле
Неизвестная Москва. Усадьба Братцево
Неизвестная Москва. Усадьба Грачевка (Ховрино)
Неизвестная Москва: усадьба Высокие горы.