Найти тему

Первая успешная атака субмарины – одновременно и прорыв, и полный крах.

Самые первые данные о создании подводных лодок датируются 1578 годом, когда некто Уильям Боурн растиражировал свой проект лодки, которую он хотел изготовить из дерева и кожи. Но до этого так и не дошло. Зато у голландца, проживавшего в Англии, Корнелиуса ван Дреббеля, всё получилось. В 1620-1624 годах он изготовил и испытал 3 судна, способных погружаться под воду. В Америке тоже пытались произвести собственное подводное судно. Так, во время войны за независимость студент Йельского колледжа Дэвид Бушнелл сконструировал подлодку «Черепаха», управлял которой всего 1 человек. С помощью этой субмарины американцы пытались атаковать английский корабль «Игл» с 64-мя пушками на борту. Но предприятие окончилось полным крахом – подорвать миной корабль так и не удалось.

-2

В последние годы XVIII века американский инженер Роберт Фултон опубликовал свой проект субмарины «Наутилус». Лодка должна была получится в длину 6 метров с полым килем, служившим вместо балластной цистерны. В подводном состоянии лодку приводили в движение вручную, а в надводном состоянии можно было выдвинуть парус и плыть по ветру. Однако его идея никого не впечатлила.

Свою удачу поймал Вильгельм Бауэр – немецкий инженер. В 1848 году он сконструировал и провёл испытания субмарины, достигавшей 7,5 метров в длину. Экипаж лодки составляли 2 человека, которые вручную вращали винт. К сожалению, всё ограничилось более сотней экспериментов и погружений, в том числе на рекордную по тем меркам глубину 45 метров, но не более того.

-3

Как известно, война в Америке была между индустриальным Севером и рабовладельческим Югом. Естественно, силы севера превосходили южан, но это не значит, что одна из сторон была готова сдаться просто так. Северный флот постоянно ставил преграды на пути к выходу в открытое море флоту южан, поэтому им приходилось парировать на удары врага. Но тратить каждый корабль зря не хотелось, поэтому американские конструкторы и инженеры стали решать проблему по созданию подводных судов. Ранее уже мы отмечали, что были попытки, но они не увенчались успехом. Но упрямые южане не остановились на этом. Новую субмарину стали строить в Мобиле на средства финансиста Г. Ханли и фабриканта швейных машинок мистера Сингера. Он, в свою очередь, даже основал компанию «Singer Submarine Corporation». Сначала лодку назвали «Пионер 3» и только впоследствии, после кончины Г. Ханли, переименовали в «Ханли».

-4

Тактико-технические характеристики

Субмарину снабдили двумя люками. На носу и на корме судна установили по одной балластной системе с наружными кранами. Сверху цистерны не закрывались, чтобы экипаж мог наблюдать за уровнем воды. Габариты подлодки:

  • Общая длина – 12,2 метра;
  • Ширина – 6 метров;
  • Высота лодки – 1,75, если учитывать башенки люков;
  • Водоизмещение – 2 тонны;
  • Предельная глубина погружения, согласно расчётам – около 20 м;
  • Экипаж – 10 человек — командир (выполнял функции рулевого и смотрящего + обслуживал носовую балластную систему), 8 гребцов, вращавших коленчатый вал и 1 офицер, заполняющий кормовую цистерну по приказу командира.

Чтобы обеспечивать судно кислородом, можно было воспользоваться воздухозаборниками. Но из-за отсутствия принудительной вентиляции, 4-х сантиметровые трубы не могли обеспечить экипаж свежим воздухом, и фактически были бесполезны. В течение всего подводного плавания люди дышали сжатым воздухом, запасов которого могло хватить на 2,5 часа. Лодка была очень маленькой и тесной, что минимизировало шансы моряков на спасение в экстренной ситуации.

Поначалу планировалось прицепить мину на длинной верёвке сзади к субмарине. Теоретически подлодка должна была пройти под днищем вражеского судна, отойти на определённое расстояние и потом всплыть. За ней всплывала и мина, которая, ударяясь о днище корабля, автоматически подрывалась. Изучив этот вопрос досконально, выяснилось, что моряки могут не угадать с расстоянием, и мина всплывёт рядом с кораблём. Тогда вся операция будет раскрыта. Во-вторых, нельзя забывать о провисающей верёвке, которая тоже могла повлиять на расположение мины. От этого проекта отказались. Зато тут же выдвинули новый – установить шестиметровый шест спереди на субмарине, к которому крепился боезаряд (медный цилиндр, начинённый 32-мя кг пороха). Подлодка должна была в подводном положении уткнуться в корабль ниже ватерлинии и начать отплывать назад. Во время натяжения верёвки, установленной в боезаряде, осуществлялся подрыв, который уничтожал врага. Заметим, что раньше корабли имели стальную защиту только выше ватерлинии, но днище делалось по-прежнему из дерева.

-5

Набрав добровольцев в качестве экипажа подводного судна, конфедераты решили не тратить времени на учения и тренировку, а этой же ночью пустить лодку в дело. Необходимо было уничтожить корвет «Хаусатоник» перегородивший выход в море.

К удивлению всех лодка выполнила своё задание, но бесследно пропала. Сначала все подумали, что её засосало в воронку от тонущего корабля. Однако эта теория не оправдалась, когда после окончания гражданской войны американцы подняли «Хаусатоник» и субмарину там не обнаружили. Вплоть до недавнего времени эта история о подводной лодке, которая сама потонула из-за своей жертвы, так и кочевала из книги в книгу. Пока не была раскрыта тайна.

Тайна раскрыта только сейчас

В 1979 году американские специалисты под руководством подводного археолога Марка Невелла начали глубокое изучение всех архивных данных касательно «Ханли» и корвета. Затем перешли к практическим поискам. Использовали магнитометр и гидролокатор, и только 13 августа 1994 года смогли обнаружить некую странность в проливе Маффит, не доплывая гавани Чарльстоуна. Последующие исследования показали, что на дне, находясь на правом боку, лежит субмарина, которая неплохо сохранилась за столь долгое пребывание в солёной воде. Естественно, американские патриоты захотели поднять судно, что оказалось не так-то просто. В 2000 году это удалось сделать ценой фантастических усилий в $2,7 миллиона. За время работы пришлось откачать более 25 кубических футов песка и илистых отложений, которые сопоставимы с 115-ю гружёными самосвалами.

-6

Одним словом, лодку подняли, но вот её содержимое озадачило исследователей. Во-первых, все ожидали увидеть сгруженные тела, точнее, уже останки недалеко от люков, что могло показать панику экипажа. Но этого не произошло. Каждый матрос был на своём месте. Внутри лодки всё прекрасно сохранилось, эксперты с интересом изучали личные вещи погибших и даже их одежду, некоторые атрибуты которой сохранились. Сначала специалисты выдвинули теорию, что экипаж залёг на дно, дабы переждать суматоху, а дальнейшее окончание кислорода усыпило людей. Но в 2017 году учёные выяснили, что моряки погибли из-за компрессионного повреждения лёгких – уж слишком близко взорвалась бомба.

-7

-8