Найти в Дзене
Автономия

За пределами мотивации: дизайн работы

План работы, или содержание и организация рабочих задач, деятельности, взаимоотношений и ответственности, были связаны почти с каждой конечной целью, которая вызывает озабоченность в организации - безопасностью, производительностью и инновациями, среди прочих. Дизайн работы также важен для людей, он влияет на их чувство смысла, их здоровье и развитие.

https://c.pxhere.com/photos/19/96/men_onsite_man_construction_worker_industry_industrial_work-874653.jpg!d
https://c.pxhere.com/photos/19/96/men_onsite_man_construction_worker_industry_industrial_work-874653.jpg!d

Что касается глобального фронта, то важное значение структуры труда подтверждается Программой Международной организации труда по обеспечению достойной работы, которая сосредоточена не только на получении работы для всех, но и на обеспечении качественной работы, открывающей

"лучшие перспективы для личного развития и свободы для людей выражать свои озабоченности, организовывать и участвовать в принятии решений, затрагивающих их жизнь"

Перспективы мотивационного дизайна работы

Модель характеристик рабочих мест, разработки и проектирование групповых работ

Доминирующей мотивационной моделью дизайна работы является модель характеристик работы (JCM). Ее разработчики предложили в JCM, что работа должна иметь пять основных характеристик:

  • разнообразие рабочих мест,
  • независимость работы,
  • обратная связь,
  • значимость работы,
  • идентичность работы,

которые порождают два критических психологических состояния у людей - чувство ответственности за результаты и понимание результатов их усилий. В свою очередь, эти психологические состояния были предложены для повышения внутренней мотивации, удовлетворенности работой и результативности сотрудников при одновременном снижении текучести кадров.

Дизайн групповой работы.

Структура групповой работы уместна, когда отдельные роли взаимозависимы и существует необходимость в коллективной работе. Принципы социотехнических систем на ранних этапах оказывали влияние на проектирование групповой работы. Ученые расширили эти идеи, предложив модели эффективности команд на основе затрат-процессов. Вкладываемые ресурсы включают разработку плана работы на уровне группы, контекстуальное влияние и состав группы; процессы включают промежуточные состояния группы или атрибуты, такие как групповые нормы; и результаты включают выполнение работы на уровне группы и аффективные реакции членов группы.

Проактивные перспективы по проектированию работы

JCM является относительно пассивным с точки зрения типа результатов, которые она рассматривает, а также предполагаемых причин организации работы. Что касается результатов, то удовлетворенность работой является одним из самых популярных результатов проектирования работы, однако удовлетворенность может восприниматься как форма пассивного удовлетворения. Аналогичным образом, выполнение задач предполагает хорошее выполнение поставленных задач, но более активные виды деятельности, такие как проявление инициативы и активное внедрение усовершенствований, считаются все более важными в современных динамично развивающихся рабочих местах.

Обогащенные рабочие места также повышают мотивацию людей быть активными, например, предоставляя им лучшее понимание воздействия их работы и способствуя гибкой ориентации на роль, в которой они чувствуют себя причастными к достижению более широких целей работы. Интересно, что нехватка времени и ситуационные ограничения, которые обычно считаются факторами стресса на рабочем месте, также могут порождать необходимость действовать на опережение. С точки зрения теории управления, эти стрессоры сигнализируют о несоответствии между желаемой и реальной ситуацией, что стимулирует сотрудников к активному ее исправлению.

Профессиональная мотивация и построение реляционной работы

Внимание к социальным и реляционным аспектам планирования работы в последнее время набирает обороты, отчасти из-за сдвигов в практике, таких как существует более высокий уровень сотрудничества внутри и между организациями. Ключевым достижением является концепция реляционного проектирования рабочих мест, в которой основное внимание уделяется тому, как рабочие структуры могут предоставить сотрудникам больше или меньше возможностей для взаимодействия с другими, что, в свою очередь, влияет на их мотивацию, отношение и эффективность работы. Когда работа структурирована таким образом, что сотрудники имеют контакт с теми, кто извлекает пользу из их работы (т.е. бенефициары, такие как клиенты, пациенты), сотрудники на рабочих местах сопереживают бенефициарам, что способствует усилиям, упорству и помогающему поведению сотрудников.

Расширенные перспективы проектирования работы

Проектирование работы для обучения и повышения квалификации

Идея о том, что дизайн работы влияет на индивидуальное развитие, существует уже давно. В 1957 году ученые утверждали, что бюрократическая работа может привести к тому, что взрослые станут младенцами, то есть, пассивными, зависимыми от других и ориентированными на краткосрочную перспективу. С тех пор они утверждают, что обогащенная работа способствует позитивным формам развития, в которых индивид

"изменяет мир через трудовые действия и тем самым изменяет себя" (Frese & Zapf, 1994)

Когнитивные процессы и развитие.

Более низкие уровни контроля и сложности работы затрудняют обучение, поскольку люди участвуют в неполной последовательности действий. С этой точки зрения, контроль на рабочем месте важен, потому что контроль означает возможность выбора адекватных стратегий для работы в ситуации, что приводит к обратной связи и обучению. Сложность работы также способствует обучению, поскольку, хотя работа над сложной задачей сначала должна регулироваться на самом высоком интеллектуальном уровне, на практике действия становятся более автоматизированными и могут регулироваться на более низких, менее сознательных уровнях. Со временем навыки становятся рутинными, высвобождая ресурсы для обучения еще большему количеству навыков.

Процессы идентификации и развития

Неудивительно, что работа влияет на ролевую идентичность человека, а также на его профессиональную идентичность. Возможно, более интересным является то, что дизайн работы может потенциально повлиять на личностную идентичность человека, то есть на то, как он воспринимает себя целиком - его цели, черты и характеристики по отношению к окружающей среде. Ученые определили три фактора развития идентичности, на каждый из которых дизайн работы потенциально влияет: возможности для роста, успешный опыт развития и открытость к опыту.

Люди, работающие на сложных рабочих местах, развивают более самостоятельную ориентацию. Такие рабочие ресурсы, как автономия и поддержка, приводят к повышению уровня личных ресурсов (оптимизма и организационной самооценки), что потенциально ведет к большей открытости для опыта.