Краевед Яков Золотаренко писал в августе 1840 года: «Наш Екатеринодар из скучнейшего сделался весёлым.
По образованию равняется Парижу.
Заведены балы, театры, различные гульбица».
Вот с тех пор город - тёзка стихотворения Владимира Владимировича Маяковского «Краснодар» (1926), откуда позаимствована строка в заглавии этого очерка, и борется за звание культурной столицы юга России.
Как водится, для полной и окончательной победы не хватает совсем чуть-чуть.
В споре с Ростовом на-Дону - каких-то пары столетий истории.
Для победы над Сочи недостаёт и того меньше: заманить бы Краснодару какой-нибудь из престижных фестивалей - хоть главный отечественный киносмотр «Кинотавр», хоть имеющий Виктора Захарченко.
Его артисты ежегодно проезжают с гастролями десятки тысяч километров - от черного моря до Тихого океана, поют на международных экономических форумах в Давосе и Сочи и знай записывают саундтреки для «Солнечного удара» Никиты Михалкова.
Краснодарская филармония им. Г. Ф. Пономаренко, худруком и генеральным директором которой является наследница известного советского композитора народная артистка России Вероника Журавлёва-Пономаренко, - это пять больших и знаменитых коллективов:
Филармонический оркестр,
Государственный камерный хор,
Государственный эстрадно-симфонический оркестр,
Оркестр русских народных инструментов «Виртуозы Кубани"
Ансамбль песни и танца «Кубанская казачья вольница»
и семь молодых, но быстро завоёвывающих публику.
Самый необычный среди них - Государственный балет Кубани, радующий и удивляющий зрителя современной хореографии в исполнении танцовщиков из разных уголков бывших союзных республик.
Нетонущий флагман театрального дела города - Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького, к тому же имеющий орден Трудового Красного Знамени, о чём мало кто помнит.
Своим расцветом в 1950-1980-х он обязан двум титанам: режиссёру, первому в стране постановщику «Фауста» Гете Михаилу Алексеевичу Куликовскому и его сподвижнику, директору Георгию Леонидовичу Головнину.
За четверть века они сформировали мощнейшую труппу, гастролировавшую ни много ни мало в Кремлёвском Дворце съездов и театре им. Моссовета, и заложили генеральную линию развития театра.
Музыкальный театр краевого творческого объединения «Премьера» им. А.Г. Гатова снискал славу ещё в последней трети прошлого века как Краснодарский театр оперетты, где ставили Матвей Ошеровский и Тамара Гогава, а премьерами были Мартын Аусинян, Евгения Белоусова и другие классики.
С поглощением же «Премьерой» в 2002 году он стал главной сценой Краснодарского театра балета Юрия Григоровича.
Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР народный артист СССР Григорович перенёс сюда се свои десять балетов (исключая «Ангару») по мотивам хореографии А. Горского, А. Иванова и М. Петипа.
И сегодня на «стахановцев пуантов» непросто купить билет не только в Краснодаре, но и, например, в Греции, куда балет регулярно возит «Жизель» А. Адана, «Дон Кихота» А. Минкуса и «Спартака» А. Хачатуряна.
Что до Музыкального театра в общем и целом, то оперетта (если не брать в расчёт «Баядеру» И. Кальмана в постановке примы Московской оперетты Инары Гулиевой) на его сцене побеждена оперой:
«Гоголь. Чичиков. Души» А. Пантыкина в постановке главного балетмейстера и режиссёра театра Александра Мацко и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского от режиссёра Мариинского театра Алексея Степанюка, а также современной хореографией Мацко в виде балетов «Чёрно-белое кино», «Новеллы: только о любви» и прочих.
Отрадой меломану на этих подмостках служат редкие, но меткие программы Краснодарского биг-бенда Георгия Гараняна - маэстро руководил им с 1998 года до самой своей смерти в 2010-м, а ныне оркестр звучит под управлением его худрука Ильи Филиппова.
Краснодарское муниципальное творческое объединение «Премьера» - в своём роде уникальный конгломерат, объединяющий самые разные жанры и виды искусства.
Тут тебе и муниципальный концертный зал органной и камерной музыки со своим, хоть и электрическим, органом немецкой марки «Рудольф фон Беккерат», за клавиатурой которого бессменно возвышается Михаил Павалий, и упоительно разнообразный Кубанский симфонический оркестр под управлением его дирижёра Дениса Ивенского, и от Личный камерный Премьер-оркестр» Даниила Червякова.
Есть что предложить премьере и юному зрителю, чего стоит одна только ее «Новогодняя фантазия» - фееричное и завораживающее зрелище.
А с близким и родными всех возрастов можно посетить душевные концерты Кубанского духовного оркестра под управлением Валентина Спиридонова, вокально-хореографического ансамблях «Родник», возглавляемого народной артисткой России Раисой Гончаровой, или словно побывать в варьете, посмотрев программу музыкального шоу-театра «Премьера.