Найти в Дзене
Zames Media

Иногда они возвращаются

Оглавление

Полномочный представитель президента в УрФО Николай Цуканов предложил подумать о возвращении прямых выборов мэров в России. По его словам, изменения в этот закон зачастую подводились под конкретную ситуацию. Такой ситуацией был, например конфликт губернатора (Куйвашева) и мэра (Ройзмана). «В итоге документ превратился в лоскутное одеяло», – пояснил Цуканов, как бы подбодрив Ройзмана. Кто стоит за заявлением высокопоставленного чиновника, есть ли перспектива у этой инициативы, и начнут ли эксперимент, как это часто бывает, с Урала?

Николай Цуканов призвал обсудить целесообразность возвращения прямых выборов мэра на встрече с мэром Александром Высокинским. По его словам, система выбора глав вызывает «много споров». «Сейчас в большинстве случаев они выбираются представительным органом. В то же время в некоторых мегаполисах сохранились прямые выборы. Идёт много споров, хотелось бы послушать, какие есть мнения», — предложил полпред.

Хотите послушать мнения? Пожалуйста.

Подчас назначенцы сверху не понимают реалий, не чувствуют проблем города, которым поставлены управлять. Суть главы города сознательно меняется, даже подменяется термин: вместо «глав» предлагают «сити-менеджеров», специалистов-управленцев, которые типа должны наладить функционирование городских служб да и только.

Но разного рода рафинированные управленцы начинают управлять службами и департаментами, не понимая, что город — это прежде всего люди. С ними надо разговаривать, чтобы узнать, как развивать среду, в которой они живут.

Для Екатеринбурга поднятый Цукановым вопрос имеет особое значение. Прямые выборы мэра здесь были отменены лишь год назад. Однако новая система до сих пор вызывает у многих отторжение. Так, месяц назад оппозиционные активисты даже создали комитет по возврату прямых выборов мэра — инициативную группу, предлагающую вернуться к прямым выборам.

Есть данные, что соответствующий законопроект в областном Законодательном собрании отложили в долгий ящик.

Между тем, заявление уральского полпреда многие расценили как важный сигнал. Потому что одно дело — разборки внутри уральских элит и процедуры, а другое — расчёты федералов.

Полторы тысячи назначенцев

Необходимость возврата прямых выборов действительно назрела. Сегодня мэров 1555 из 2044 городов страны назначают и смещают без учета мнения горожан. Зачастую сильные кандидаты, имеющие народную поддержку, заранее отсекаются от губернаторских выборов при помощи искусственного инструмента – муниципального фильтра. Один из ключевых аргументов в пользу возврата прежней системы — в стране выбирают президента, но гражданам отказывают в праве выбирать мэра, решать, кто будет губернатором.

На сегодняшний день путем всенародного голосования избираются главы трёх городов федерального значения – Санкт-Петербурга, Москвы и Севастополя (здесь речь идет, скорее, о выборах глав субъектов), кроме того, прямые выборы мэров также остались в Новосибирске, Якутске, Абакане и ряде других городов.

Вернуть прямые выборы мэров и глав районов предложили и в Республике Алтай. Соответствующая законодательная инициатива внесена в региональное заксобрание депутатами от КПРФ. Инициативу коммунистов поддержали две партии — ЛДПР и «Справедливая Россия», а также бывший глава республики Александр Бердников. В соседнем Алтайском крае ранее предлагали вернуть прямые выборы мэра Барнаула.

Ранее глава Приморья Олег Кожемяко обещал избирателям вернуть прямые выборы мэра и глав муниципалитетов. Он даже внёс соответствующий законопроект в краевую Думу, чтобы подтвердить серьезность своих намерений. Пока никто ничего не вернул, но говорят об этом много.

Причем тут Ройзман

Полпред Цуканов транслирует мысли руководства Администрацией президента, утверждает директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. По его словам, идея возврата прямых выборов мэров исходит от идеологов власти, некоторые из которых в свое время предлагали вернуть назначение губернаторов, «обменяв» их на прямые выборы мэров.

Если так, то процедура возврата прямых выборов мэров будет реализована быстро — по команде из Москвы, и ходят разговоры, что это будет часть политической реформы, а сами выборы мэров вернут к ближайшей осени, в конце 2020 года.

«Для Екатеринбурга этот вариант вполне возможен, потому как подразумевает выборы мэра с урезанными полномочиями, так что вполне можно вернуться к ситуации, когда «оппозиционный» мэр Ройзман помогал народу выпустить пар», — уверен политолог. Он полагает, что риски выбрать оппозиционных мэров по всей России невелики: «В существующей вертикали власти у них не так много полномочий. Их урезанные права передаются главам администраций, назначаемых губернаторами».

По мнению политика Сергея Станкевича, в России стремительно нарастает кризис местного самоуправления: оно хронически не справляется со своими обязанностями (на которые часто просто нет денег) и не в почете у граждан.

Сергей Станкевич -  один из сторонников возврата полномочий местному самоуправлению.
Сергей Станкевич - один из сторонников возврата полномочий местному самоуправлению.

«Выхода тут может быть два. Первый — забрать у самоуправления и так невеликие полномочия. Звучат безответственные призывы вообще ликвидировать этот политический аппендикс, включив самоуправление в железную вертикаль власти. Ради этого сломав Конституцию и выйдя из международных соглашений. Второй выход — наоборот укрепить самоуправление полномочиями и доходной базой. Этот путь и современный, и политически «оздоровительный» для государства и гражданского общества. Муниципалитеты есть смысл выборочно, но не чрезмерно укрупнять, добиваясь, в том числе, оптимизации бюджетообразующих потоков», — предлагает Станкевич, который сегодня работает в фонде Анатолия Собчака.

В крупных городах (с населением от 500 тысяч человек) специалисты считают правильным ввести прямые выборы мэров. Глава, избранный городским собранием, обычно фигура сугубо церемониальная, либо он послушный инструмент в руках губернатора. Мэр же, избранный жителями мегаполиса, напротив, и более авторитетен, и более эффективен как управленец. При этом от угрозы прорыва во власть «опасных популистов» может в достаточной мере страховать процедура отрешения от должности, закрепленная в полномочиях городского собрания.

Очевидно, что законодательство о местном самоуправлении давно нуждается в совершенствовании как на федеральном, так и на региональном уровне. Так, особое внимание при этом стоит уделить регулирующим и контрольным функциям в сферах здравоохранения, образования и ЖКХ. Дать возможность территориальным общинам в полной мере позаботиться о своем благоустройстве, своих врачах и учителях.

Зондируют почву

Николай Цуканов — не первый полпред, который предлагает «подумать» про возврат прямых выборов мэров. Примерно полгода назад об этом уже говорил его коллега, полпред в Южном федеральном округе Владимир Устинов.

Есть версия, что это своеобразная «проверка» общественного мнения или сигнал тем, кто требует вернуть прямые выборы, дескать, мы вас слышим. Возможно, речь идет и об определенном месседже губернаторам, которые, хоть и косвенно (участвуя в формировании конкурсных комиссий), но участвуют в выборах и назначениях глав администраций.

Возврат прямых выборов мэров может стать вынужденной мерой на фоне ухудшающейся экономической ситуации. Это может явиться негласным договором с местными элитами – дескать, деньгами помочь вам не можем, но даем право самим выбирать мэра, а не работать с присланной свыше креатурой. Выбирайте мэра и зарабатывайте деньги самостоятельно – чем не схема?

При этом она не грозит федеральному центру серьезными репутационными издержками. Наоборот, власть может сделать такой либеральный жест, а также заявить, что самосознание и политическая культура стремительно растёт, поэтому норма, которая была ранее отменена, может быть возвращена.