Шумерский регион: взлет и падение в период голоценового климатического оптимума.
Южная Месопотамия (Шумерия), охватывающая поймы рек Тигр и Евфрат, была, по-видимому, первым регионом, в котором развивалось сельское хозяйство регионального масштаба и государством, состоящее из нескольких связанных деревень и городов, являющихся торговыми центрами.
Климат региона отражает сложный сезонно изменяющийся набор погодных систем:
- "атлантическая" циркуляция (западные ветры, тепло и сезонные дожди), обусловленная североатлантическим колебанием (NAO);
- междесятилетние широтные колебания аридного субтропического «хребта»;
- западно-азиатская муссонная система;
- и периодический холодный сухой воздух с севера (сибирский максимум).
Во время первой, более продолжительной фазы более теплого климатического оптимума голоцена (6000-3800 до н.э., преобладала положительная "атлантическая" погода NАО. Это и плюс речное орошение способствовало распространению земледелия.
Затем, когда в 4-м тысячелетии до н.э. климатическая конфигурация в районе Шумерских островов начала меняться, возникла проблема отсутствия продовольственной безопасности и голода.
Длительное орошение и замена (более устойчивого к соли) ячменя на пшеницу, возможно, давало некоторое облегчение.
Однако кризис углубился, голод распространился, авторитет правителей уменьшился, и местные фермерские общины стали совершать набеги друг на друга.
Полуголодное ослабленное государство Шумерия было завоеванным королем-воином Саргоном, правителем Аккадской империи в верхнем течении (северная Месопотамия).
Впоследствии условия засухи простирались на север, и после краткого регионального господства Аккадская империя рухнула около 2200 г. до н.э. - в основном из-за засухи, недоедания и голода.
Цивилизация Майя.
Много написано о расцвете цивилизации майя в 200-750 гг. н.э. и ее постепенном упадке в IX веке н.э.
Цивилизация «классических майя», простирающаяся от северного полуострова Юкатан (в современной северо-восточной части Мексики) до региона Гватемала-Сальвадор, имеет давние исторические корни. Майя создали успешный образ жизни, несмотря на тяжелые тропические леса, посредственные почвы и недостаток поверхностных вод.
Упадок великих цивилизаций происходит по сложным причинам. Засушливый мезоамериканский климат в период с 8 по 10-е гг. столетия нашей эры уже давно являлось подходящим фактором-кандидатом. Также возросло демографическое давление, обезлесение, хроническая эрозия почв, неустойчивая зависимость сельского хозяйства от дождевой воды и частые войны между общинами.
Недавние прямые доказательства сильной региональной засухи были получены в результате химического анализа высокосортных осадочных вод на морском дне в южной части Карибского моря, который предоставил данные об изменениях локальных уровней осадков. Дополнительные данные получены из отложений пыльцы в донных отложениях озера Юкатан. Было очевидно, что приблизительно 760–800, 840–870 и 890–920 гг. н.э. произошли три сильные засухи, что отчасти объясняется ослаблением и сдвигом летнего муссона.
Археологические исследования также выявили три периода социального стресса, архитектурного упадка и насильственных конфликтов, близких по времени к трем «палеоклиматическим» засухам.
В этих исследованиях, в отличие от некоторых более ранних исследований, сообщалось о повышенной распространенности дефицита питательных веществ и скелетов детского возраста во время периода засухи наряду с очевидными случаями выживания каннибализма.
Среднесрочные Климатические Изменения (несколько десятков лет)
Засухи шестнадцатого века в Мезоамерике: эпидемии "Коколицли".
В 1521 году ацтеки были завоеваны испанскими конкистадорами с их смертельными безбилетными вирусами кори и оспы.
Позже в том же столетии у выживших ацтеков произошли и другие эпидемии.
Затяжные засушливые условия, прерываемые в редкие годы интенсивными осадками, в большей части Мезоамерики в течение 16-го века вызвало распространение местных инфекций, вызванных грызунами, в виде зоонозных эпидемий, что усугубило ацтекскую депопуляцию.
По срокам совпадения между «мегасухой» 1540–1580 гг. - самой продолжительной региональной засухой за шесть веков, четко выявленной с помощью анализа колец деревьев,- и двумя основными эпидемиями 1545 и 1576 гг., вызвавшими 12–15 млн. и 2 миллиона случаев смерти соответственно, указывают на то, что они были вызваны «Cocoliztli» - местной геморрагической вирусной лихорадкой, передаваемой зараженными грызунами.
Деятельность грызунов в поисках пищи во время засухи и их размножение во время последующих кратковременных дождей привели к увеличению контакта с человеком.
Недавние аналогичные данные получены в результате острой эпидемии легочного синдрома хантавируса, переносимого грызунами, на юго-западе Соединенных Штатов после засухи 1992 года, связанной с Эль-Ниньо. Быстрое размножение полевых мышей (носителей хантавируса) после засухи усилило контакт человека с вирусом из экскрементов мышей.