СМИ с подачи "Коммерсанта" сообщают, что Внешэкономбанку так и не удалось продать "Евродон" никому из потенциальных инвесторов и теперь ведутся переговоры о передаче прав требования по кредитам загубленного предприятия "Россельхозбанку".
Неудачу с продажей объясняют тем, что ВЭБ хотел получить за всё, что осталось от "Евродона", не менее 10 миллиардов рублей, однако те, кто интересовался приобретением этого актива, - "Дамате", группа "Черкизово", а также ставропольская группа агропредприятий "Ресурс" - предлагали цену не выше 4 миллиардов. При этом, по отзывам аналитиков, даже в период своего расцвета вся группа компаний "Евродон" оценивалась не дороже 5 миллиардов рублей.
Напомним, ВЭБ в своё время выступил в роли спасителя "Евродона" - его структура "ВЭБ Капитал" в марте 2016-го выкупила 40 долей собственности компании у А1 - инвестиционного подразделения "Альфа Групп", пытавшегося отобрать индюшиный бизнес у его основателя шахтинца Вадима Ванеева. Однако то, что А1 не удалось сделать наскоком, "спасители" выполнили пошагово, несколько растянув процесс во времени.
В конце 2016-начале 2017 года "Евродон" накрыла первая волна птичьего гриппа, компания начала терпеть убытки, и ВЭБ как основной кредитор сделал Ванееву предложение, от которого невозможно было отказаться: реструктуризация долга и стабилизационный кредит в 2,6 миллиарда рублей на льготных условиях. А взамен Вадим Ванеев должен был уступить банку по номиналу 32 своих доли в бизнесе дополнительно к уже имеющимся у ВЭБа 40 долям. При аккуратных выплатах по кредитам бывшему обладателю контрольного пакета была обещана возможность выкупить свои доли назад по той же номинальной стоимости.
Ну, а дальше всё было уже вопросом времени. К весне 2018 года "Евродону" удалось восстановить поголовье индейки после двух карантинов и уничтожения птицы из-за птичьего гриппа. Но летом того же года - новая вспышка всё того же гриппа в регионах России. Несмотря на все меры биобезопасности, на "Евродоне" вновь введены карантинные мероприятия и запрет на продажу продукции. В итоге предприятие начало испытывать жёсткий дефицит денежных средств, начались задержки зарплаты работникам, проблемы с оплатой поставщикам кормов. В условиях этого форс-мажора ВЭБ занял принципиальную позицию - после того, как в августе "Евродон" просрочил платёж по кредитному соглашению, банк поставил условие: финансирование предприятия будет продолжено только после того, как его основатель Вадим Ванеев покинет пост генерального директора.
В конце октября 2018 года ВЭБу - генеральному кредитору и владельцу контрольного пакета акций - удалось добиться своего, Вадим Ванеев был отстранён от руководства созданной им компанией. От производства индейки, когда-то занимавшего первое место по объёмам в стране, к тому времени уже практически ничего не осталось. Новые управленцы, поставленные банком, быстренько пустили под нож выжившие остатки птицы, уволили оставшийся персонал. И до последнего времени пытались с выгодой продать доставшийся им актив. Это вот-вот случится, уверяли, опять же до последнего времени, областные власти, обнадёживая, что со дня на день придёт новый инвестор и возродит с нуля на Дону производство индейки, ещё недавно знаменитое на всю страну.
Уничтожение "Евродона" заметно подпортило области ситуацию с безработицей, резко просели показатели по производству мяса. Но реально повлиять на ситуацию на областном уровне вряд ли было возможно - когда в конфликт из-за собственности вступают крупные игроки, региональным властям не хватает весовой категории, чтобы вмешиваться в такой спор, остаётся лишь ждать результатов, чтобы потом налаживать взаимодействие с победителем. Будет ли победитель в случае с "Евродоном" - большой вопрос, пока что есть только проигравшие.
Елена Шупегина
www.шахты.su/2019/10/22/004/