У людей есть естественная тенденция классифицировать индивидуумов по признаку пола или расы. Имеются данные также свидетельствующие о том, что отношение людей к тем, кто находится в разных категориях, в значительной степени изучено.
Иными словами, хотя дети младшего возраста часто проводят различие между полом и расой, только позже они начинают думать, что одна группа (как правило, их собственная) "лучше". Частично это происходит за счет непосредственного обучения родителей и других взрослых, но чаще всего это происходит за счет социального моделирования и распространения информации в СМИ.
Иногда дети узнают, что поддержка предрассудков и дискриминации узаконивает мифы, оправдывающие проявление предрассудков в отношении конкретных групп людей: группы могут быть изображены как менее умные, или как более ленивые, или как более агрессивные и насильственные по своей природе. Исследователи обнаружили, что такие истории являются ключевым компонентом широко изученного метода прогнозирования - предрассудков и дискриминации, называемого ориентацией на социальное доминирование.
Лаури Хайерс изучила истории, которые люди используют для узаконивания такого поведения и получения результатов, имеющих важное значение для проведения экологических кампаний.
Наиболее часто участники исследования обосновывали использование животных необходимостью. Многие сообщали, что здоровый рацион питания требует нанесения телесных повреждений и убийства животных, или что использование животных подобным образом оправдано практическими и экономическими соображениями. Представляется вероятным, что аналогичный набор судебных исков будет представлен в ходе более широкого объяснения причин эксплуатации нечеловеческой природы.
Поэтому важно, чтобы в тех случаях, когда они основаны на фактической неверной интерпретации фактов, эти узаконивающие истории опровергались, особенно в сфере образования детей.
Экологические организации могли бы проводить кампании за включение в школьные программы положений, которые бы способствовали обсуждению этих узаконивающих историй. Таких как осознанная необходимость использования белка животного происхождения в здоровом питании.
Другие способы борьбы с узакониванием историй могут быть адаптированы с помощью методов, используемых для повышения осведомленности о расистских и сексистских изображениях в средствах массовой информации. Например, экологические организации могли бы обратить внимание на случаи, когда коммерческие сообщения, репортажи из новостей и правительственные заявления отражают сообщения в поддержку объективизации или коммерциализации природы.
Хотя, кажется, что каждая из этих мер имеет определенные перспективы, некоторые из узаконивающих историй, которые поддерживают предубеждения людей в отношении нечеловеческой природы, вероятно, потребуют более интенсивных действий.
Активизация положительных социальных ценностей
До сих пор мы сосредоточивались на том, как социальные послания могут помешать появлению экологической идентичности. В литературе также четко указывается, что внутриличностные факторы и личностные различия являются еще одним источником предрассудков в отношении ценностей и поведения. Среди большого количества личностных различий, которые изучались в течение многих лет, две тесно связанные переменные неизменно ассоциировались с более низкими уровнями предрассудков по отношению к безопасности членов аут-группы.
Первое - это эмпатия, иная эмоциональная реакция, соответствующая чужому восприятию благосостояния. Если другой угнетен или нуждается, эмпатические чувства включают сочувствие, сострадание, нежность и тому подобное.
Вторая - эгалитарные ценности, или приоритет, отдаваемый равному обращению с другими людьми и предоставлению им равных возможностей; эту ценность даже называют "противоядием от предубеждений, из-за ее способности уменьшать предубеждения.
Обе переменные важны с экологической точки зрения. Могут быть предприняты шаги по повышению сочувствия к другим животным и нечеловеческой природе.
Люди с высоким уровнем эмпатии, как правило, имеют низкие материалистические и высокие внутренние ценности. Они также, как правило, демонстрируют более низкий уровень предрассудков в отношении ряда различных аут-групп, включая афроамериканцев, коренных американцев, арабов, австралийских аборигенов, людей с нетрадиционной ориентацией, людей с ожирением и феминистов. Такие выводы позволяют предположить, что аналогичные результаты могут быть достигнуты, когда эти факторы личности рассматриваются как предикторы предрассудков в отношении нечеловеческой природы.
Стремление к равенству между человеком и другими животными является философским и практическим пробелом. Важность эгалитарных ценностей для преодоления предрассудков между людьми подчеркивает важность признания того, что нечеловеческая природа должна оцениваться отдельно. То есть ценность, которая выходит за рамки ее полезности для людей .
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что предрассудки и дискриминация в отношении аут-групп людей снижаются, когда в сознании людей активизируются эгалитарные ценности и эмпатия.
Например, давняя традиция исследований уже изучила, как активировать эгалитарные ценности с помощью метода конфронтации ценностей, разработанного Милтоном Рокичем.
В этом методе индивиды получают обратную связь, позволяющую осознать различия между их эгалитарными ценностями, либо поведением, либо эгалитарными ценностями своих сверстников. Такая обратная связь, как представляется, создает неудобное эмоциональное состояние, на которое люди реагируют, пытаясь привести свои ценности и поведение в соответствие. Несмотря на некоторые разногласия по поводу оптимальных условий этой процедуры, недавние исследования показывают, что она может быть весьма эффективной для лиц, которые поддерживают эгалитарные ценности, но все еще придерживаются предрассудков в отношении аут-групп.
Эти подходы, могут быть применены, для повышения осведомленности о присущей природе ценности. Экологические организации, возможно, должны первоначально ориентироваться на те группы, которые уже имеют тесный контакт с миром нечеловеческой природы неэксплуатационным путем, но которые не всегда выражают экологическую идентичность в своих поведенческих решениях.
Другое потенциально мощное вмешательство было разработано Дэниэлом Бэтсоном и его коллегами. Эти исследователи провели серию исследований, в ходе, которых субъекты прослушивают интервью с человеком, а затем их просят либо взглянуть "объективно" и "обособленно" на то, что чувствует человек, не учитывая его эмоциональное состояние. Либо "попытаться ощутить полное воздействие" пережитого и представить, что он "чувствует о том, что произошло и как это повлияло на его жизнь".
Исследователи обнаружили, что это относительно простое вмешательство усиливает сочувствие к таким разнообразным группам, пожилые люди, афроамериканцы, больные СПИДом и бездомные, с последующим снижением предрассудков в отношении этих людей.
По крайней мере в одном исследовании изучалось влияние перспективного подхода на экологические проблемы. Объектами экспериментов, были изображения нанесения вреда диким животным (например, тюлень, пойманный в рыболовной сети). Некоторых участников исследования попросили при наблюдении за этими снимками "представить, как испытуемый на снимках себя чувствует" и "взглянуть на него с другой стороны". В то время как других участников контрольной группы просили "придерживаться нейтральной точки зрения, быть как можно более объективными в отношении субъектов".
После просмотра фотографий субъектам было предложено заполнить анкету, разработанную для оценки их более широких экологических проблем. То есть, возникли ли эти проблемы исключительно из-за их собственного личного благополучия, воздействия на других людей или из-за их заботы обо всех живых существах. Было установлено, что субъекты, которым было предложено высказать точку зрения животных, выражают значительно более высокий уровень озабоченности состоянием окружающей среды, озабоченность по поводу всех живых существ, чем участники, которым было предписано оставаться объективными.
Как и в случае исследований, посвященных изучению аут-групп, представляется, что процесс перспективного анализа мог вызвать чувство сопереживания и, следовательно, большую озабоченность по поводу благополучия нечеловеческой природы.