В 1978 году практически все производственные активы Китая принадлежали государству или сельским сельскохозяйственным коллективам. С тех пор постепенный процесс либерализации, выхода на рынок и приватизации де-факто коренным образом изменил структуру собственности в секторах, производящих товары, которые в настоящее время являются преимущественно частными. Экономисты описывают эти преобразования как доминирующий драйвер развития экономики Китая. Важно отметить, что диверсификация и приватизация производственных активов - это движение в обратном направлении по сравнению с усилением государственного контроля над потоками доходов.
Соотношения частной собственности и государства в экономике
Современная модель государственной собственности сформировалась в результате эволюционного процесса вхождения и конкуренции, что особенно очевидно в промышленном секторе. Доля государства в промышленности сократилась в связи с активным вхождением частных компаний и компаний с иностранным капиталом в отрасль и быстрым ростом. Трансформация "снизу вверх" была дополнена в конце 1990-х годов крупным сокращением государственного сектора, в результате которого неконкурентоспособные и убыточные государственные предприятия были закрыты или проданы. В результате, с учетом малых предприятий и семейных ремесленников, работники государственных предприятий составляют лишь 12% от общей численности рабочей силы (по данным Экономической переписи населения Китая 2013 года).
Однако эволюционные процессы в экономике требуют важных квалификаций.
Во-первых, китайское правительство никогда открыто не принимало приватизацию. Официальная позиция, зафиксированная в Конституции Китая, заключается в том, что, несмотря на существование множества систем собственности, государственная собственность является "ведущей силой".
Во-вторых, барьеры для входа - либо законно созданные, либо обусловленные эффектом масштаба и неэффективностью рынка капитала - означают, что государственный владелец остался в капиталоемких секторах: коммунальное хозяйство и несколько тяжелых промышленных секторов, включая металлургию, цветные металлы и транспортное оборудование.
Государственная собственность на продовольственные товары, текстиль и одежду крошечна (но не равна нулю). Поскольку государственная собственность сконцентрирована в капиталоемких секторах, если рассматривать крупномасштабный формальный сектор, по которому регулярно имеются годовые данные (в данном случае данные за 2016 год), государственная собственность на промышленные активы (39% от общего числа) является существенной; намного больше, чем государственная доля доходов (24%) или работников (18%).
Государственная собственность несколько более распространена в сфере услуг, чем в промышленности. Государство контролирует не менее 85% активов банковского сектора, всю телекоммуникационную и транспортную сеть, а также практически все образовательные и научно-технологические услуги. Кроме того, Коммунистическая партия владеет и контролирует практически всеми общественными СМИ. Мелкомасштабные и трудоемкие услуги, такие как розничная торговля и рестораны, являются, конечно, преимущественно частными, но государственная собственность и контроль очевидны в более капиталоемких и человеческих капиталоемких секторах.
В рамках процесса маркетизации правительство ослабило свой контроль над большинством производственных активов. Сегодня подавляющее большинство китайских рабочих являются самозанятыми или работают на фирмах. Однако правительство сохранило значительный контроль над целым рядом добывающих отраслей и крупных производителей промежуточных товаров и оборудования. Некоторые секторы, особенно нефтегазовая, структурированы таким образом, чтобы генерировать монопольную ренту. Более того, правительство сохранило контроль над всей землей и почти над всеми финансовыми учреждениями. В условиях растущей маркетизации все легче "монетизировать" этот контроль, создавая крупные потоки доходов, о которых говорилось в предыдущем разделе.
Таким образом, если китайское правительство владеет относительно небольшой долей общих производственных активов, то принадлежащие ему активы (земля, природные ресурсы, транспорт и связь) или стратегически расположены вверх по течению производственной системы (промежуточные продукты и производственное оборудование), зачастую дают ему монопольное положение.
Китайский национальный баланс
В последние годы был предпринят ряд серьезных усилий по составлению национального баланса Китая. Государственные активы в Китае примерно в три раза превышают ВВП, а чистые активы (после учета долга) почти в полтора раза превышают ВВП. Четырьмя основными государственными активами являются:
- земельные участки
- активы в некоммерческих "общественных организациях"
- государственные предприятия
- государственные банки и другие финансовые предприятия
Подразделения государственной службы являются государственными некоммерческими организациями: они предоставляют платные услуги и доминируют в секторах здравоохранения, охраны окружающей среды, образования и культуры.
Стоимость государственных активов в Китае по отношению к ВВП намного выше, чем в других странах. Правительство США имеет нефинансовые активы, составляющие около 34% ВВП (12% из них - земля, 22% - строения, оборудование и активы интеллектуальной собственности). Государственный долг Китая является существенным, хотя и не таким большим, как в развитых странах. Государственный долг в четырех основных категориях, составляющий 71% ВВП; кроме того, государственные предприятия имеют задолженность, равную 81% ВВП.
Китайское правительство явно не владеет "средствами производства", и, фактически, ослабив ограничения на владение, китайское правительство смогло воспользоваться преимуществами конкуренции и создать гораздо более эффективную и производительную экономику. Тем не менее, правительство все еще имеет сильные позиции собственности в экономике в целом. Более того, в рыночной экономике государству относительно легко трансформировать право собственности на городскую землю, ресурсы и другие активы в устойчивые потоки доходов. За последние 20 лет это привело к качественным изменениям. Двадцать лет назад, в конце 1990-х годов, китайское правительство столкнулось с кризисом государственного потенциала, когда бюджетные ресурсы были ниже среднего уровня доходов. Сегодня же китайское правительство богато и, несомненно, имеет возможность активно вмешиваться в экономику.