Найти тему

Курсовая - Административная ответственность должностных лиц

Оглавление

Введение

В наше время все больше процветает взяточничество и коррупции, что нарушает при этом интересы страны в области экономики и других областей жизни. Некоторые некомпетентные госслужащие, даже не представляют какие последствия могут быть после их решения. Должностные лица в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей могут быть привлечены к административной ответственности. Должностные лица являются особой категорией физических лиц, они обладают особым правовым статусом, понимание и раскрытие содержания которого способствует правильной квалификации уполномоченными органами административных правонарушений, совершаемых последними.

Поэтому актуальность выбранной темы заключается в том, что должностные лица на основании действующих административно-правовых норм признаются в качестве специальных субъектов административной ответственности и в связи с этим необходимо усилить меры по их предотвращению.

Также отдельно следует обратить внимание на то, что некоторые категории должностных лиц (депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, Уполномоченный по правам человека в РФ, судьи и др.) обладают иммунитетом от административной ответственности. Однако, современные административно-правовые нормы не закрепляют порядок привлечения должностных лиц, обладающих неприкосновенностью, к административной ответственности, что можно считать пробелом КоАП РФ.

Проблемам, связанным с вопросами административной ответственности должностных лиц, уделяли внимание следующие ученые: М.Х. Асланов, Д.Н. Бахрах, Н.В. Бодрова, Ю.А. Дмитриев, М.В. Ермоленко, С.А. Мустафина, Л.Л. Попов, П.В. Нудненко, А.В. Сладкова и др.

Объект исследования являются общественные отношения в сфере правового регулирования административной ответственности должностных лиц.

Предмет исследования являются нормы российского административного законодательства, соответствующие разделы и главы специализированной литературы, материалы правоприменительной практики и периодической печати, раскрывающие сущность и особенности административной ответственности должностных лиц.

Цель исследования ‒ комплексно и детально проанализировать сущность и особенности административной ответственности должностных лиц, выявить актуальные проблемы в данной сфере, сформулировать рекомендации по их разрешению.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи :

— рассмотреть понятие и сущность административной ответственности должностных лиц;

— раскрыть понятие и признаки должностного административного правонарушения ‒ юридического основания административной ответственности должностных лиц;

— проанализировать историю развития законодательства об административной ответственности должностных лиц;

— раскрыть проблемы разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами по установлению административной ответственности;

— выявить проблемы законодательного закрепления понятия «должностное лицо»;

— рассмотреть проблемы четкого определения состава должностного административного правонарушения в нормах административного права.

Методологическая база исследования представлена следующими методами: методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой, обобщения, системный, логический и диалектический методы научного познания.

Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие вопросы административной ответственности должностных лиц. Эмпирическая основа исследования представлена материалами правоприменительной практики.

Структура работы, ее объем, и содержание обусловлены целями и задачами курсовой работы. Курсовая работы состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфов, заключения, списка использованной литературы.

1. Особенности административной ответственности должностных лиц

1.1. Понятие и сущность административной ответственности должностных лиц

В юридической литературе ответственность рассматривают как в широком, так и в узком значении. Если говорить в узком смысле, это означает как негативная оценка поведения субъекта общественных отношений, которая не соответствует нормам общеобязательного поведения. Ответственность в широком смысле означает, что человек правильно и верно понимает свою обязанность перед государством, обществом, и другими людьми. При негативной оценки поведения того или иного лица лица дается государством в лице его органов (должностных лиц) и оценивается лишь только с точки зрения нарушения норм права, лишь тогда становится юридическая ответственность. Лицо, которое нарушило те или иные общепризнанные правила поведения, является правонарушителем. В данном случае между правонарушителем и государством в лице его компетентных органов (должностных лиц) появляется охранительное правоотношение, в ходе реализации которого происходит привлечение виновного к юридической ответственности. Большинство правоведов считают, что правонарушение это юридический факт, который влечет охранительные правоотношения. Под юридическим правонарушением если говорить вообщем, можно сказать что это посягающее на охраняемые нормами права общественные отношения противоправное действие (бездействие), за которое законодательством установлена юридическая ответственность.

Юридическая ответственность и ее отдельные разновидности выполняют ряд функций, в числе последних: контрольная, регулятивная, предупредительная, воспитательная, карательная, охранительная и др.

Институт административной ответственности, рассматривались в работах многих ученных. При этом, большое внимание на доктринальном уровне уделяется административной ответственности должностных лиц, прежде всего, при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственного управления. Вышеуказанный вид ответственности в общесоциальном, широком смысле выражает собой связь между двумя субъектами, где один участник ‒ должностное лицо берет на себя обязательство формировать свое поведение в ходе реализации служебной деятельности, с учетом особого правового статуса, согласно установленной модели, а другой участник ‒ орган административной юрисдикции ‒ производит контроль, оценку поведения данного лица, а также результатов соответствующего поведения, при установлении вины в случае отрицательной оценки имеет право привлечь к административной ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и применить к должностному лицу административное наказание[1].

Административная ответственность должностных лиц, как нами ранее отмечалось, является одним из видов административной ответственности в целом, соответственно, все признаки, присущие последней являются характерными и для анализируемого вида ответственности. При этом, отдельные признаки административной ответственности преломляются и приобретают свойства, раскрывающие только рассматриваемый вид ответственности1. Проанализируем первоначально общие признаки административной ответственности, данные признаки также характерны для административной ответственности должностных лиц. В числе таковых:

1. Административная ответственность является одной из мер правового принуждения со стороны государства, выступающая реакцией последнего на совершенное административное правонарушение, и раскрывается в применении к правонарушителю административных наказаний, установленных санкциями норм административного законодательства. Вышеуказанная ответственность характеризуется принудительным характером со стороны государства, который раскрывается в ходе и результатах применения мер административной ответственности, а также способе и целях воздействия на поведение объекта управления. Вышеуказанный признак демонстрирует назначение анализируемого института, объясняет его государственно-правовое происхождение, а также раскрывает объективную сторону исследуемого явления.

2. Административная ответственность наступает за виновное нарушение субъектом своих правовых обязанностей.

По своему содержанию вышеуказанный признак признается достаточно сложным, его можно охарактеризовать через следующие положения:

К рассматриваемому виду юридической ответственность могут быть привлечены как физические лица, так и организации (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ), что не является свойственным для иных видов ответственности.

Административное правонарушение признается в качестве основания административной ответственности. Под таковым понимается деяние, совершенное определенным лицом, нарушающее охраняемые административными санкциями, предписания.

3. В основе анализируемого вида ответственности находится порицание лица-правонарушителя как стороны государства, так и со стороны общества. Существование вышеуказанного признака связано с тем, что каждое административное правонарушение нацелено против охраняемых законодательными нормами общественных интересов, в результате совершения любого изложенного выше правонарушения причиняется вред обществу. В свою очередь, государство через уполномоченные органы привлекает виновных лиц к административной ответственности, тем самым, осуждает совершенные правонарушения.

4. В результате привлечения лица к административной ответственности для данного лица наступают отрицательные последствия, это связано с тем, что к правонарушителю применяются меры вышеуказанной ответственности, раскрывающиеся в соответствующих административных наказаниях. Последние в систематизированном виде представлены в ст. 3.2 КоАП РФ1.

Обратим внимание на то, что в отношении правонарушителя могут применяться и другие меры административного принуждения, однако, наступление административной ответственности обусловлено только применением административных наказаний. Отметим, что для правонарушителя привлечение к административной ответственности не влечет таких отрицательных последствий как увольнение с работы или судимость. Меры административной ответственности носят направленный характер и обращены или к самой личности правонарушителя, или к ее имущественным интересам, или одновременно к первому и ко второму. В ходе привлечения лица к административной ответственности достаточно часто затрагиваются его имущественные интересы. К анализируемому виду юридической ответственности могут привлечь различные виды уполномоченных органов (должностных лиц), а именно: судьи; исполнительные органы государственной власти, другие органы государственной власти, в соответствии с реализуемыми функциями и полномочиями.

5. Особенностью данного вида ответственности является также ее осуществление в строго предусмотренных, процессуальных формах. Данная особенность отличает административную ответственность от других видов юридической ответственности. В соответствии с нормами КоАП РФ привлечение правонарушителя к административной ответственности производится в порядке, регламентирующем производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренном законом. В целях соблюдения гарантий законности в ходе привлечения лица к рассматриваемому виду ответственности, признается недопустимым отступление от законодательно предусмотренного порядка.

6. В основе законодательного регламентирования анализируемого института находится собственная нормативно-правовая основа1.

С учетом рассмотренных общих признаков административной ответственности, раскроем признаки, характерные для административной ответственности должностных лиц:

1. Особый субъект административной ответственности ‒ должностное лицо, обладающее специфическим административно-правовым статусом (прим. к ст. 2.4 КоАП РФ).

2. Должностное административное правонарушение выступает основанием административной ответственности должностных лиц.

3. В отношении правонарушителей-должностных лиц могут быть применены только определенные виды административных наказаний (штраф, предупреждение, дисквалификация, лишение специального права, предоставленного лицу, административное приостановление деятельности).

4. Наличие собственной нормативно-правовой основы административной ответственности должностных лиц.

Итак, под административной ответственностью должностного лица понимаются общественные отношения, предусмотренные административно-правовыми нормами, которые возникают в связи с применением уполномоченными государственными органами (должностными лицами) к должностному лицу, совершившему административное правонарушение, связанное с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, административного наказания в строго законодательном регламентированном порядке.

1.2. Понятие и признаки должностного административного правонарушения ‒ юридического основания административной ответственности должностных лиц

Под административной ответственностью понимается определенный юридический вид ответственности. Но так же считается частью административного принуждения, а также владеет всеми свойствами (осуществляется субъектами активной власти в пределах неслужебного подчинение и др.).

На доктринальном уровне отмечается, что только при существовании достаточных оснований может наступить административная ответственность. В числе изложенных выше оснований:

— совокупность правовых норм, регламентирующих анализируемый институт ‒ нормативное основание;

— деяние определенного лица, которым нарушаются соответствующие административно-правовые нормы ‒ фактическое основание;

— акт уполномоченного государственного органа (должностного лица) о наложении за совершенное административное правонарушение соответствующего наказания ‒ процессуальное основание.

Как нами ранее отмечалось, административная ответственность должностных лиц характеризуется, в частности, таким признаком как должностное административное правонарушение.

Административное правоотношение - это основание административной ответственности. В статье 2.1 Кодекса об административных правонарушениях это понятие понимается так «Административными нарушениями закона, сознается противоправное , виновное воздействие( бездействие) физиологического или же юридического лица, за которое установлена административная ответственность».

Вообщем административное правонарушение считается как понятия действия или бездействия.

Под действием следует понимать активную форму поведения правонарушителя, именно которая связанна с невыполнением обязанностей и законных требований.

Под бездействием же следует понимать пассивную форму, именно связанную с невыполнением обязательств и законных действий.

Рассмотрим особенности административного правонарушения в целом, а также отличительные признаки административных правонарушений должностных лиц. Как любой иной вид правонарушений, административное правонарушение отличается системой присущих ей признаков1.

Анализ норм административного законодательства позволяет выделить следующие отличительные признаки анализируемого вида правонарушения:

— совершение правонарушителем деяния, запрещенного нормами административного законодательства ‒ противоправность;

— проявление разума и воли деликвента ‒ вина правонарушителя, которая может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности;

— за совершение административного правонарушения виновное лицо привлекается к административной ответственности, которая выражается в применении определенного наказания к деликвенту уполномоченными государственными органами (должностными лицами) ‒ административная наказуемость.

Признаки анализируемого вида правонарушения, как отмечается в административно-правовой науке, содержатся в КоАП РФ и доктрине.

Понятие административного правонарушения и его отличительные признаки раскрываются в КоАП РФ. Под таковым понимается виновное противоправное деяние, выраженное в форме действия или бездействия, физического лица или организации, за которое административным законодательством федерального или регионального уровня предусмотрена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ)1.

Определение рассматриваемой категории и ее отличительные признаки также раскрываются на доктринальном уровне. Как полагают некоторые ученые, под административным правонарушением понимается виновное противоправное деяние физического или юридического лица, посягающее на общественные отношения и порядок, установленный в обществе, находящиеся под охраной административного законодательства, совершение которого влечет для делинквента меры административной ответственности.

В качестве характерных признаков вышеуказанной категории ученые выделяют:

— непосредственно связанную с применением мер административной ответственности, наказуемость;

— вина делинквента, под последней понимается его психическое отношение к совершенному деянию и к возникшим в результате него последствиям;

— общественную опасность. Как полагает значительная часть представителей научного сообщества, отличительным признаком административного правонарушения является именно общественная опасность. Это обусловлено тем, что вышеуказанное деяние посягает на определенные общественные отношения и порядок, которые сложились в обществе. Ответственность за совершение правонарушения обусловлена именно общественной опасностью, в свою очередь, охрана вышеуказанных отношений признается одной из основных государственных функций1.

Административное правонарушение, совершенное должностным лицом, причиняет обществу и государству больший вред, чем соответствующее правонарушение, совершенное обычным гражданином.

[1]