Я училась в спецшколе-интернате №30 в Москве.
Эта школа для слабослышащих и позднооглохших детей - идея, мечта и детище основателя и директора Карпа Авдеевича Микаэльяна.
Один первоклассник нашей школы как-то спросил учительницу:
- А Карп Авдеевич рыба?
- Почему ты так странно спрашиваешь? Конечно, нет! Он человек.
- А почему тогда он карп?
:)
Карп Авдеевич к 30 годам оглох, переболев энцефалитом. И на себе испытал, как нелегко живётся таким людям.
Он загорелся мечтой создать отдельную школу, чтоб в ней детки со слабым слухом учились разбирать речь: по губам и на слух (тоже), чтоб они говорили сами, и их понимали обычные люди. И чтоб потом эти ребята, подрастая, могли получать достойное среднее, а дальше и высшее (по желанию) образование и работали наравне со всеми.
Это было весьма нелёгкой задачей.
- Что?! Вы в своём уме?! Есть же школы для глухонемых! Вот и шли бы туда! Ещё чего надумали! Отдельно от глухонемых учиться пожелали?! Не много ли вы захотели? Губа у вас не дура? - примерно такое приходилось слышать нашему директору от чиновников образования.
Но ему удалось-таки создать уникальную школу и довольно быстро, в далёком 1939 году. Директору было 36 лет. Молодой, инициативный, яркий, блестящий организатор и талантливый администратор. В результате к нам приезжали перенимать опыт многие заграничные делегации. В школе потом насчитали - из 61 страны мира побывали тут.
Глухие (глухонемые - термин некорректный) учились в школах 12 лет и получали 8 классов образования, потом шли в профессиональные училища на рабочие специальности.
Карп Авдеевич добился, чтоб в его школе обучение сократили на 2 года - за 10 лет 8 классов образования. И совсем поплохело чиновникам, когда Карп Авдеевич захотел уже полное среднее образование в школе: за 12 лет - 10 классов средней школы. Раздражал их ужасно наш директор. Ух, как раздражал! А он неугомонный! Он бац! Немецкий язык при его участии ввели в школу. Бац! Английский! Бац! Бассейн построили! Правда, он до его открытия не дожил, но он начал, он расшевелил!
В школе не приветствовались жесты, детям ставили и исправляли звуки. Учителя уроки объясняли только голосом, ребята слушали преподавателей и друг друга, отвечали так же голосом.
И нам очень повезло с учителями.
Карп Авдеевич набирал педагогов лично. Он разговаривал с ними сам, проверял на себе их дикцию, артикуляцию: понимает он их или так себе учитель говорит, не совсем чётко? Это же очень важно. Симпатичен ли кандидат? Обаятелен ли? Ведь учителям работать придётся с необычными детками, с ними гораздо сложнее. Справятся ли педагоги, не психанут?
Учителя (большинство!) набрались (специально?) к тому же очень строгие, с нас спрашивали будь здоров! Целыми классами ребята потом поступали на общих основаниях в Бауманский институт.
Когда я пришла в школу, директору было уже за 70. Но он не казался нам пожилым.
Мы его очень-очень уважали. Могли бегать по коридорам, но если раздавалась весть: "Карп Авдеевич идёт, тихо!", тут все, даже самые хулиганистые, останавливались, степенно прохаживались, вежливо здоровались с директором, встречая и провожая его глазами. Высокий большой мужчина с гладкой блестящей безволосой головой привлекал внимание школяров. Крупный нос, тёмные брови, глубокие умные и проницательные глаза и обаятельная улыбка. Школа была его родным домом, а он в ней рачительный хозяин. Всех и всё замечал, на каждого ребёнка обращал внимание, на его родителей. Мама моя затрепетала, когда он к ней подошёл, внимательно посмотрел на неё, улыбнулся:
- Кого-то ждёте?
- Да, дочку свою.
- Как звать её? О, я её знаю. Очень милая девочка, умница и красавица. А как танцует! И учится замечательно!
Очень смутил маму, в хорошем смысле слова. :) Она растаяла, а потом всю дорогу домой улыбалась.
Однажды на перемене один наш одноклассник бегал с другом наперегонки, оглянулся на бегу посмотреть - насколько тот отстал от него. Из кабинета в этот миг вышел Карп Авдеевич, и наш товарищ сбил его с ног. Вся школа потом ходила смотреть на "мальчика, который уронил нашего директора".
Карп Авдеевич обожал детей, и ребята любили его. По секрету скажу, директор нас ба-ло-вал.
Какая на Новый год ставилась ёлка! Огромная и широкая! Лучше её - только в Кремле! Это был шикарный праздник для детворы. Утром на первом этаже в вестибюле морозно.
- Ёлку привезли! - вмиг по всем этажам школы разносилась радостная весть.
Детишки на переменах спускались вниз, поглазеть на красавицу. Настроение у всех - праздник! Какая учёба? Да бросьте вы!
Ёлка устанавливалась посреди огромной столовой с высоченным потолком. И она упиралась в него макушкой. Представляете себе такую красоту?
К сожалению, когда Карп Авдеевич умер, а он умер в 82 года, ни дня не пробыв на пенсии, такой ёлки больше не ставили. Только маленькую, эх. Осиротели мы.
(Фото из открытых источников.)
Истории о школе и учителях: Не зря директор учительницу переманил / Ангелы есть. Они среди нас / Чтоб списал! Вот это сочинение! Понял? / Спасибо учительнице! / Как спорить с учителем? / Строгий колобок с большой указкой / Как ответить на вопрос, на который не знаешь ответ?