Однажды девушка нашла в районной библиотеке инструкцию по эксплуатации самолета Ту-144. Она хотела отдать книгу в музей ВВС в Монино, крупнейший авиационный музей в Европе. Но оттуда прислали официальный ответ: «Не нужно. От населения не принимаем». Девушка случайно нашла в интернете группу волонтеров музея. Оказалось, эта книга 1972 года – бесценный подарок для них. Всю документацию они собирают по крупицам и рады любому подарку. Эту историю они выложили в своей группе.
Музей Военно-воздушных сил находится в подмосковном Монино. Его экспозиция огромна. Она состоит из трех частей: история отечественной авиации (в самом помещении музея), самолеты в ангарах и экспонаты на улице. Под открытым небом стоят десятки отечественных самолетов разных лет. Сверху на это открывается потрясающий вид.
Но многие из этих самолетов выглядят не очень. Из-за того, что они круглый год стоят на улице, под снегом и дождем, техника портится. Cамолеты ржавеют, краска слезает. И то, что хоть часть экспонатов выглядит хорошо – заслуга местных добровольцев.
Каждую субботу в музей приезжают волонтеры. Они начинают работать в 10 утра: моют самолеты, убирают ангары, реставрируют экспонаты. План работ всегда публикуется накануне в группе вконтакте и на фейсбуке. Присоединиться может любой желающий. Помочь пожертвованиями – тоже.
У волонтеров много проблем. Одна из них – раздолбайство самих сотрудников музея ВВС. Так, зимой волонтеры сняли на перетяжку крылья с самолета Ан-2П. Положили их на землю, и по ним проехался музейный снегоуборщик. Самолет остался без крыльев.
Но спустя время, на аэродроме Остафьево нашлись подходящие плоскости от старого Ан-2. Чтобы получить их, волонтерам пришлось отработать несколько субботников на аэродроме, очищать его от мусора. Когда в обмен они получили крылья, их бережно перевезли в музей. Положили семиметровые крылья на траву, подальше от асфальта. Но через 2 дня их снова повредили. Сотрудники музея выкатывали из ангара самолет и помяли крылья до разрыва металла.
Волонтеры музеев Москвы год назад подготовили небольшой фильм-интервью о работе коллег в Монино. Там рассказывается, как зародилась эта традиция волонтерских субботников. Первые энтузиасты познакомились еще в 2005 году на интернет-форумах любителей авиации и загорелись идеей поддерживать и восстанавливать самолеты. Регулярные субботники проводятся уже больше десяти лет.
Три раза в год в музее проводятся дни открытых дверей. 9 мая, 12 июня и 18 августа волонтеры проводят экскурсии на борты и показывают итоги проделанной работы.
Как Сергей Королёв выиграл шампанское
Самый страшный экспонат Тимирязевского музея
Как любовь преподавателя и студентки помогла основать Дарвиновский музей