С помощью грамотно заданного вопроса легче всего получить нужную информацию. Не так много людей умеют правильно это делать.
Ошибки, совершаемые при задавании вопроса
Специалисты в области переговоров выделяют 4 ошибки, которые допускают люди, когда задают вопрос.
1. Задают такой вопрос, в котором есть ответ. Это такие вопросы, в которых уже есть какая та сформулированная позиция, и человек ожидает получить на нее лишь одобрение.
2. Вопрос, который предполагает 1 или 2 варианты ответа. Они похожи на сформулированный еще Шекспиром - «быть или не быть». Это сильно ограничивает отвечающего человека.
3. Ответ на вопрос остался непонятым. От такого ответа нет никакой пользы. Часто бывает, что отвечающие формулирует свои мысли так, что их сложно понять с первого раза. Не стоит делать вид, что вы поняли, если на самом деле ответ только запутал вас.
4. Высокое давление на отвечающего. Часто это происходит в компаниях, когда руководитель желает получить от сотрудников информацию о состоянии дел. Некоторые начальники начинают давить и обвинять членов компании в том, что это из-за них все идет плохо. При таких обстоятельствах, отвечающий никогда не даст никакого полезного ответа. Он будет только говорить о том, что ни в чем не виноват.
Правила, которые помогут сформулировать хороший вопрос
Задающему вопрос человеку сначала необходимо качественно подготовиться к беседе или мероприятию, на котором ему предстоит задавать вопрос. Точно определить – цель разговора. Сформулировать и записать на бумагу вопрос.
После этого каждый вопрос следует сформулировать так, чтобы он умещался в одно небольшое предложение. Краткие вопросы легче запоминаются, а для отвечающего они намного понятнее, чем длинные.
На следующем этапе, специалисты советуют попытаться сформулировать один и тот же вопрос по-разному. Это позволит задающему вопрос лучше понять, что именно он будет ожидать в качестве ответа.
Лучше всего формулировать вопросы так, чтобы они начинались со слова «почему». Это сразу дает понять, что в ответе должна содержаться информация о причине.
Даже от одного грамотно сформулированного вопроса нельзя получить исчерпывающую информацию, так как в процессе ответа появляются новые проблемы и темы. Для их решения необходимо задавать короткие уточняющие вопросы, которых может быть много. Всегда нужно быть готовым быстро сформулировать их, для того чтобы от отвечающего получить больше полезных данных.
Часто люди не задумываются над тем, хорошо или плохо они задают вопросы. Человеку, который хочет получать больше нужной ему информации, следует поучиться делать эт