Найти в Дзене

Ремесла объединяют людей

Из журнала Орнамент, №1 (1), 2019 г. Автор - Зульфия Басырова Ильдар Гатауллин – мастер-реконструктор башкирского народного костюма, этнограф, дизайнер и коллекционер. Окончил училище искусств, затем академию искусств в г.Уфе. Широко известен среди коллег в республике и России. Мы сидим в уютном кафе и беседуем с Ильдаром Гатауллиным и его мамой Зульфией ханум о традициях создания народного костюма в республике, проблемах ремесленников, радости творчества и прочих вещах, волнующих творческих людей в современном мире. - Ильдар, ты сегодня признанный мастер, тебя уважают коллеги по цеху. Как ты пришел к реконструкции народной одежды? Ильдар: В республике хороших мастеров по реконструкции башкирского костюма не больше 10. Когда-то я первым начал это делать профессионально. Окончил училище, затем академию, и постоянно учился, изучал историю, культуру Башкортостана. И сейчас продолжаю учиться. Увлечен изучением башкирского орнамента. Очень интересное занятие. Жизнь очень коротка, поэт

Из журнала Орнамент, №1 (1), 2019 г. Автор - Зульфия Басырова

Ильдар Гатауллин – мастер-реконструктор башкирского народного костюма, этнограф, дизайнер и коллекционер. Окончил училище искусств, затем академию искусств в г.Уфе. Широко известен среди коллег в республике и России.

Мы сидим в уютном кафе и беседуем с Ильдаром Гатауллиным и его мамой Зульфией ханум о традициях создания народного костюма в республике, проблемах ремесленников, радости творчества и прочих вещах, волнующих творческих людей в современном мире.

- Ильдар, ты сегодня признанный мастер, тебя уважают коллеги по цеху. Как ты пришел к реконструкции народной одежды?

Ильдар: В республике хороших мастеров по реконструкции башкирского костюма не больше 10. Когда-то я первым начал это делать профессионально. Окончил училище, затем академию, и постоянно учился, изучал историю, культуру Башкортостана. И сейчас продолжаю учиться. Увлечен изучением башкирского орнамента. Очень интересное занятие. Жизнь очень коротка, поэтому терять время на нелюбимое дело не хочется. Более трех лет работаю на себя.

Я рад, что в профессиональном плане растут мастера, учатся правильно шить, учитывая нюансы и тонкости в выборе ткани, пуговиц, ниток, узоров и т.д. Вырос уровень художников по костюмам и реквизиторов. Ведь любой спектакль или фильм – это воспитание зрителя. Наличие правильных исторических костюмов на театральной сцене или съемочной площадке – показатель вкуса режиссера, его отношения к истории.

Зульфия ханум: С первых дней поддерживала увлечение сына. Теперь это превратилось и в мое хобби. Раньше я обшивала семью, сегодня с удовольствием помогаю Ильдару. Он с детства хорошо рисовал, лепил из пластилина. Начиная шить новый костюм планируем, советуемся, спорим. Но последнее слово за мужчиной. Рада, что мы делаем что-то полезное для людей. Считаю, что женщине без поддержки очень сложно что-то делать, когда рядом мужчина, намного легче.

Ильдар: Мы последовательно изучили особенности швов, количество монет в нагрудниках разных районов, масштабировали и делали выкройки по старым фотографиям, посещали музеи, искали в деревнях сохранившиеся яга и хакалы. Признаюсь, это дело требует последовательности, терпения, аккуратности. Было нелегко, но мы шили, изучали, опять шили, снова изучали, сравнивали и т.д. Советовались с Асией Гайнуллиной из Сибая. Слава Богу, сегодня появились хорошие мастера. Например, Альфия Ахтариева, Гульдар Шагиева, имя Мусина, Гузель Курамшина с мамой и другие. Многие мастера делают стилизацию, это их право. Мы же ничего не придумываем, а восстанавливаем те костюмы, которые одевали башкиры в быту, на праздники и воинских походах. В нашем деле один большой минус – не стабильный заработок. Поэтому работаю сразу в нескольких направлениях, есть хобби, увлечения. Например, с группой коллег делаем 3Д-макеты по архитектуре, нефтегазовой и других отраслях. Тоже очень интересная тема для меня.

- Ильдар, кто является для тебя примером?

Ильдар: Идеалов в творчестве нет. Хотя я безмерно благодарен педагогам училища искусств и академии. Особая благодарность преподавателям декоративно-прикладного искусства Ильгизу Миниахметовичу и художнику Дамиру Нуритдиновичу Ишемгулову.

Я не люблю повторения, мы в своем деле новаторы. Сделал первый в мире 3Д-нагрудник и костюм. Очень волнуют предметы с историей, антиквариат. Сегодня с большим интересом изучаю эту область башкирской культуры. Ведь многие знания утеряны, так как передавались из уст в уста или записаны на бумаге на арабском языке либо старотюркском (авт. - арабскими буквами на башкирском языке) и позднее были утеряны либо еще не найдены. Мы являемся свидетелями возвращения многих старых знаний людям. Значит, пришло время для их понимания. За кажущейся простотой иногда кроется целая философия. Нарушение моральных законов, отсутствие благодарности к предкам, выражение своей любви к детям посредством материального благополучия мешают многим людям понять очевидные вещи. При подготовке к чему-либо новому прислушиваюсь к интуиции, подсказкам.

- Какие проблемы, как мастера, вас волнуют сегодня?

Ильдар: У многих чиновников нет глубокого понимания проблем ремесленников. Материальной поддержки тоже нет. Согласен, разговоров и совещаний очень много, но воз и ныне там. Ведь ремесленники – не бизнесмены, не предприниматели. Многие мастера не могут реализовать свои товары. Некоторые не умеют, у других нет времени этим заниматься. Наша задача – привить любовь к башкирской культуре, истории, быть патриотами этой земли, сохранить и передать потомкам максимум того, что умеем делать сами. За годы советской власти из народа было вытравлено понимание таких терминов как «ремесло», «ремесленник», исчезли многие уникальные знания, практически нет династий мастеров. Даже в музеях не сохранились образцы некоторых видов народных промыслов. Что касается музеев в целом, то меня очень волнует, что здесь не представлены аутентичные башкирские костюмы. После посещения некоторых музеев нет ощущения, что увидел башкирскую культуру.

В республике нет конкуренции среди мастеров по народным костюмам, поэтому нет стимула делать что-то еще. Нет площадки для творческого состязания мастеров. Хотя могу отметить работу журнала «Башкортостан кызы», который каждый год проводит конкурсы для мастеров-любителей башкирских национальных украшений и костюма.

Также хочется отметить Учалинский район за проведение фестиваля «Бакшай» на отличном организационном уровне. Другим районам республики нужно перенять опыт Учалинского района по проведению подобных мероприятий. На примере учалинцев видим понимание муниципальной власти и мастеров по сохранению и популяризации башкирской культуры. Разделение отдельных конкурсов для лучников и мастеров привлекло на фестиваль очень многих профессионалов и любителей. Такие мероприятия не только развлекают народ, а в первую очередь воспитывают у них хороший вкус к искусству. Дети и подростки могут подержать в руках воинское снаряжение, пострелять из лука, покататься на лошадях, увидеть аутентичные костюмы и обувь. Это здорово помогает им понять своих родителей, бабушек и дедушек.

- Ильдар, я знаю, что вы помогли новому городскому музею с пополнением коллекции.

Ильдар: Да, в недавно открытом музее города Уфы собрана богатая коллекция из истории, культуры и быта башкир. Почти половина экспонатов музея из моей коллекции, это приятно. Кстати, сходите, посмотрите, там много предметов по воинскому снаряжению башкир 16-19 веков, такой коллекции нет нигде (авт. - адрес музея: ул. Ленина, 72, тел. 8 (347) 273-97-54).

По популяризации воинского искусства башкир многое делает клуб «Любизар», руководитель – Ильдар Шаяхметов. Ильдара Гиндулловича многие знают как «башкирского» Суворова. Его кропотливая работа достойна глубокого уважения.

- Чем еще ты занят?

Ильдар: Сегодня я изучаю орнаментальный комплекс и древние верования башкир. Очень интересная для меня тема. Продолжаю работу по военному убранству и огнестрельному оружию. С коллегами продолжаем работу по созданию макета Уфимского кремля.

- Ты веришь в гороскопы?

Ильдар: Скорее, да. Интересны также психология и астрология.

- Интернет – благо или зло?

Ильдар: Для меня благо. С помощью интернета я узнал много нового и полезного, с его же помощью делюсь своими знаниями. Считаю, что благодаря интернету возрождение башкирской культуры идет вперед семимильными шагами. Например, практически в режиме онлайн мы узнаем, что нового сделали наши челябинские коллеги. Таких примеров можно привести много. Для молодых коллег показывать свои работы и рассказывать о них в интернете – это норма. Кто-то только говорит, а кто-то занят делом.

На мой взгляд, приобщение к национальной культуре нужно начинать в детском саду и школе: проводить для мальчиков турниры и состязания по традиционным видам спорта; для девочек – по рукоделию, то есть заинтересовать детей с малых лет. В уфимских школах можно проводить детские сабантуи, поставить на детских площадках юрты, привлекать учащихся к мероприятиям по башкирской этнографии. Начинать нужно с Уфы, ведь это центр культуры республики.

Сегодня в республике очень много делают для развития материальной культуры и искусства изготовитель юрт Галинур Зарипов, ювелир Рафаэль Амантаев, художник-иллюстратор Азат Кужин, этнографы Гульгина Баймурзина и Елена Нечвалода и др.

- Я знаю, вы активно участвуете в военно-исторических реконструкциях и турнирах. Расскажите об этом.

Ильдар: Около десяти лет езжу на такие мероприятия по всей России. Очень рад, что у нас в республике развивается лучная тематика. Думаю, основная цель этих турниров – объединение людей разных возрастов и поколений. Сегодня стрельбой из лука интересуются очень многие. В результате у нас возрождаются такие ремесла, как воинское снаряжение, военный костюм башкир, убранство для лошади, ювелирное искусство и со сканью-филигранью, чеканка по металлу и др.

- Ваши пожелания читателям журнала.

Ильдар: Работайте на себя, живите, как вы хотите, а не как вам велят, любите себя, творите!

Зульфия ханум: Поддерживайте творческие начиная ваших близких. Желаю мира и добра!