Найти в Дзене
История Всего

Граница в огне. Русская гражданская война в китайском Туркестане.

Оглавление

Широко распространено мнение, что гражданская война в России закончилась эвакуацией врангелевских войск из Крыма в ноябре 1920 года. Между тем одним из последних убежищ белых оказался китайский Туркестан (провинция Синьцзян, «новая граница»), граничащий с российским Туркестаном. Этот регион представлял собой этническую и религиозную взрывоопасную смесь.

В 1758 году китайцы завоевали Джунгарское ханство, созданное калмыками (Ойратув), расположенное в современном Синьцзяне. Они организовали там настоящий геноцид, убив более миллиона человек в рамках «откалмычивание» страны. На их место пришли мусульманские казахи, дунганцы (хуэй) и таранчувские (уйгуры) и маньчжурские племена сибон и солон, переселенные из-под Амура. Отношения между китайской администрацией и поселенцами, особенно мусульманами, с самого начала были ужасными. Местные жители - особенно дунгане - несколько раз захватывали оружие. В 1865 году вспыхнуло восстание под предводительством Якуб-бека. Повстанцам удалось вытолкнуть китайцев в пустыню Гоби; некоторые приняли ислам и перешли на сторону повстанцев. Мусульмане тогда дали Якуб-беку титул Аталык-газа (воин за веру). В 1867 году в результате этой священной войны был создан Султанат Или.

Погром в Джунгарском ханстве учененный китайскими войсками
Погром в Джунгарском ханстве учененный китайскими войсками

На российской стороне границы росло беспокойство. Наше бездействие в нынешней ситуации может оказать пагубное влияние на умы нашего кыргызского народа, который ценит только силу и решительность, - сказал губернатор степной страны Герасим Колпаковский. Когда 19 июля 1871 года царь Александр II получил телеграмму о захвате Кулдя Колпаковским, он написал в бланке: «Я очень рад, если он не потащит нас дальше». Он не потащил. Но Султанат Или длился недолго, разорванный внутренними конфликтами после смерти Якуба-бека (1877). Китайцы воспользовались этим, - писал Бронислав Гребчевский, генерал царской армии, - и с помощью полковника Сосновского который за большие деньги поставил главнокомандующему китайцами Западной Сибири нужное количество верблюдов, они пересекли Гоби и неожиданно попали в Кашгар [китайский Туркестан ] и захватили его. Они сидят там и до сих пор. В то же время Россия предоставила убежище Бек-Кули-Беку, сыну Якуба-Бека. В 1881 году Россия передала Китаю Кулдиньский край в соответствии с Петербургским договором.

Во время своего десятилетнего пребывания в Кулдже русские много сделали, чтобы завоевать симпатии местного населения. Они построили дороги, мосты, построили больницу и клинику венерических заболеваний. Однако, когда китайцы вернулись, они сразу начали размывать все следы российского присутствия. Они также решили отомстить местным жителям, демонстрируя им презрение на каждом шагу и беспощадно собирая взятки. Мусульмане все больше вздыхали за «белым царем». В 1885 году в русское консульство в Кашгаре было отправлено драматическое письмо от местного мусульманского духовенства: Многие Таранчув и Дунганов тогда выбрали русское правление, двигаясь на запад. Это стало возможным благодаря одному из пунктов Догв эти дни наша жизнь была полна отвращения. У нас нет ни дня, ни часа мира. Китайцы бесцеремонно поступают с нами и не знают пощады. Они забирают наших жен и дочерей, когда они им нравятся. Любой, кто жалуется на это, ищет справедливости у своего начальника, столкнется с ужасным приговором и может даже потерять голову. У нас больше нет ни сил ни воли. Мы ни на что не влияем. Мы просто рабы. Многие из таранчув и дунганов тогда выбрали русское правление, двигаясь на запад. Это было возможным благодаря одному из пунктов договора 1881 года.

ТРАГЕДИЯ 1916 г

В 1916 году русские кроваво подавили восстание местных жителей, которые на этот раз стали искать милости у китайцев. Все началось в июне 1916 года, когда царь издал указ о принудительных работах на тылах фронта для всех мужчин в возрасте от 19 до 43 лет. Увольнялись только административные работники, работники казначейства, студенты и выпускники средних и старших школ, а также мулы и учителя. 200 470 человек должны были отправиться на работу из Туркестана, в том числе из региона Семирин (сегодня Юго-Восточный Казахстан и северный Кыргызстан) - 43 000 человек, а из Ферергана (южный Кыргызстан) - более 51 000 человек.

С военной точки зрения, постановление казалось рациональным, потому что рук для работы на фронте значительно нехватало. Однако политически это была большая ошибка. Это была середина полевых работ, время сбора урожая хлопка. Кроме того, местные жители чувствовали, что джентльменское соглашение было нарушено, что было предположительно во время российского завоевания ханств Центральной Азии, в соответствии с которым мусульмане должны были быть освобождены от военной службы на все времена. Согласно докладу генерал-губернатора Туркестана генерала Алексея Куропаткина, к декабрю 1916 года погибли 2325 российских гражданских лиц, пропали без вести 1384. Большинство жертв были из Семиринского района. 24 российских чиновника и 55 уроженцев Росии также погибли. В ходе военных действий против мятежных войск было убито 97 солдат, 66 погибло и 86 получили ранения. Не известно, сколько повстанцев было убито. В конце 1920-х годов один из советских историков утверждал, что было убито 673 347 туземцев, из которых 205 тысяч. в Семиречье. По оценкам, с января 1915 года по январь 1917 года население региона сократилось на 275 000 человек, или примерно на 20 процентов. В то время количество кыргызских хозяйств в Пржевальском и Повятском повятах уменьшилось на две трети. Некоторые говорят, что 300 000 бежали в Китай. Во время странствий многие потеряли скот, а некоторые из несчастья продали детей. Даже летом 1918 года дорога в Турфан была усеяна человеческими и животными скелетами. Один из советских демографов оценил потери населения Русского Туркестана в 1914–1918 годах в 1 миллион 230 тысяч. человек или 17 процентов от общей суммы. Большинство из них были убиты во время беспорядков в 1916 году. Между тем царь был свергнут в России, и одним из первых актов Временного правительства стала амнистия для участников Туркестанского восстания и помощь беженцам, возвращающимся с территории Китая. Это не остановило волну насилия и издевательств чиновников в Семиречье. Русские офицеры и солдаты, к которым присоединились поселенцы, грабили местное население, забирая их лошадей и скот.

-2

После захвата власти большевиками ситуация не изменилась. Вооруженные Куропаткиным, русские колонисты, которые охотились на кыргызов и казахов в 1917 году, а также солдаты, возвращающиеся с фронта, стали вооруженным авангардом большевизма. Революция в Туркестане состояла прежде всего в том, чтобы не отдавать власть местным властям и максимально реквизировать собственность местных. Колонисты также убивали таранчув и дунганув - потому что они могли восстать против них. В результате мусульмане массово искали убежища в Китае и стали потенциальными союзниками белых. Тем более, что в конце 1920 года вспыхнуло восстание в голодающем Семиречье, быстро подавленное Красной Армией. Только некоторые из казахов позже поддержали большевистскую сторону.

КИТАЙСКАЯ СМУТА - НАДЕЖДА БЕЛЫХ

После свержения монархии в 1911 году в Китае началось время великой смуты. По стране прокатилась анархия, усилились сепаратистские настроения. Монголия (Китайская Внешняя Монголия) провозгласила независимость в 1912 году. К 1916 году пять других провинций предъявляли аналогичные требования. Власти урезали свои сферы влияния в Китае. Япония взяла Маньчжурию. Помимо формально независимой Монголии естественной сферой влияния России и ее советского преемника был китайский Туркестан (Синьцзян).

Российско-китайская граница на участке Алтай - Тяньцзян была в то время чрезвычайно ненадёжна. Существовало только шесть пограничных пунктов, отделенных друг от друга в среднем на 500 верст (около 530 км), в которых находились пожилые, плохо вооруженные и одинаково плохо организованы пограничники. С китайской стороны ситуация выглядела не намного лучше. Там взяточничество процветало, и вооружение было даже более устаревшим, чем у русских. Большевистские эмиссары и белые командиры легко проникли на территорию Китая. Вскоре Кашгарские базары кишели большевистскими агентами. Они агитировали среди довольно большой русской общины, покупали оружие и еду. Они также начали взимать плату из контрабандистов опиума (белые также, хотя в меньшем масштабе). Красные перешли к тщательной разведке района с китайской стороны, составив предельно точные карты.

Тем временем российский белый консул Дмитрий Мещерский продолжал свои усилия по созданию войск для борьбы с большевиками. Он призвал всех, русских, казаков, мусульман - местных жителей и тех, кто бежал после восстания 1916 года: «Дайте, что можете: людей, оружие, деньги». Ответ был дан. Местные мусульмане, которые ненавидели как китайцев, так и большевиков, которые, были преемниками палачей восстания 1916 года. В 1919 году консул собрал 150 000 рублей. Деньги пошли на белые войска, сражающиеся в Ферганской долине и Семиречье. Сначала китайские власти были враждебны большевикам. Вот почему Народный комиссариат иностранных дел быстро начал борьбу на дипломатическом фронте. Цель была ясна: убедить китайцев, что революция им не угрожает. Советы пытались убедить в основном с помощью золота. Эта задача стала еще более важной, когда белые из Сибири и русского Туркестана стали искать убежища на территории Китая. Несколько штабов были созданы в приграничных городах Туркестана. Первыми в этой группе оказались: эрудированный командир, атаман оренбургских казаков Александр Дутов, участник брусиловского наступления и атаман сибирских казаков Борис Анниенков. Агенты большевиков сообщили, что оба они купили оружие в Кулдхе у китайского губернатора Ян Цзэнсиня, который правил в Синьцзяне как принц. Они заплатили ему опиумом.

Оба атамана ранее служили в белой армии адмирала Александра Колчака. Разница между ними была только в том, что Дутов признал его своим начальником, а Анниенков - нет. Последний больше ни на кого не рассчитывал. Он занимался перестрелками с китайскими пограничниками, атаковал большевиков с территории Китая, покупал оружие без ведома китайских властей. В конце он поссорился с Дутовым, который ловко пообещал китайцам, что, победив красных, он отдаст им Семиречье. Кроме того, привезя российских врачей, он построил больницу для местных мусульман.

Анниенков просчитался. Он был арестован губернатором Цзэнсинь на еженедельном пиру в Урумчи, а его отряд в 1500 человек был разоружен. По сообщениям, в неволе генерал стал заядлым курильщиком опиума - по крайней мере, согласно коммунистической пропаганде. Журналистика белых прямо противоположна: именно китайцы пытались сделать из него опиумную метлу, но он смело сопротивлялся. Атаман, освобожденный в 1924 году благодаря заступничеству англичан, начал прорываться на Дальний Восток, но застрял в китайской провинции Ганьсу. Маршал Фэн Юйсян, комиссар по охране северо-западной границы и, возможно, самый талантливый командир гоминьдана, передал его большевикам в 1926 году. Фэн планировал поход на Пекин и хотел обеспечить дружественный нейтралитет могущественного соседа с севера. Советы - как вы можете легко догадаться - приговорили Анниенека к смертной казни и расстреляли 24 августа 1927 года. Некоторые из его людей достигли Тяньцзиня. Позднее советские историки приписывали Анниенкову чудовищные преступления и жестокость, а эмигрантская белая историография сделала его благородным белым рыцарем.

-3

Тем временем китайцы перевооружили Дутова, желая ему успеха, когда он хотел вернуться в русский Туркестан и начать там восстание. Но в случае неудачи они не собирались давать ему убежище снова. Однако Дутов не сумел собрать необходимых сил и денег. Атаман Григорий Семенов отправил ему 100 тысяч рублей золотом, но по дороге более половины было похищено генерал-майором Николаем Анисимовым. И большевики не теряли времени. В начале февраля 1921 года Дутов был убит в Суйдуне, китайской пограничной крепости. Он был убит большевистскими агентами, казахами (это было первое убийство советских спецслужб за границей). Его могила, как и многие русские кладбища в Китае, была разрушена во время культурной революции.

ПОД ДАВЛЕНИЕМ БОЛЬШЕВИКОВ

Китайцы понимали, что большевики выиграют гражданскую войну, и им прийдется иметь с ними дело. В свою очередь, для командования большевиков, о чем свидетельствуют недавно опубликованные документы, Китай был потенциальным союзником во время возможного марша к Британской Индии, великой и неосуществленной мечтой царей Петра и Павла. В июле 1920 года китайцы подписали торговое соглашение с большевиками и согласились открыть официальное представительство в Кулдже. В сентябре этого года китайские власти приняли собственность у всех российских консульств в Синьцзяне. Последний резидентский генеральный консул в Урумчи Алексей Дьяков отказался от дипломатии и занялся этнографическими исследованиями.

В середине 1920-х годов Красная Армия вошла на территорию Китая, чтобы уничтожить остатки белых. Власти Китая получили ультиматум: большевики будут оккупировать приграничные районы, пока белые не покинут Китай. В китайском Туркестане укрылся среди других полковник Сидоров, вытесненный из Семиречья Красной Армией. По словам британского консула в Кашгаре, в 1922 году он был убит большевиком по имени Махоммедов. Летом 1920 г. в приграничных районах выжившие войска генерала Аверианова, вооруженные 18 пушками, насчитывали в общей сложности около 1600 солдат. Китайские пограничники были беспомощны. Только большевистским войскам генерала Лаврановского удалось победить армию Аверианова.

К концу 1921 года белые войска в китайском Туркестане прекратили свое существование, разоруженные в основном китайцами. В любом случае, даже если бы этого не произошло, белые , вероятно, остались бы в одиночестве, пораженные пьянством, интригами и борьбой за первенство. 17 мая 1921 года губернатор Ян Цзэнсинь выдал разрешение на въезд Красной Армии в Синьцзян, предлагая помощь в транспортировке и доставке продовольствия. Генералу Клементьеву удалось вытеснить Бакича в пустыню Гоби. Войско Бакича, однако, отошло на север, к предгорьям Алтая со стороны Монголии, стараясь найти новых союзников. Киргизам и казахам обещали независимость, монголам Алтай. Сначала Бакич даже нашел помощь, но монголы отвернулись от него после того, как он украл у них 2500 лошадей. Бакич пытался объединиться с силами кровавого барона Унгерна фон Штернберга, который вошел в Монголию из Забайкалья во главе азиатской кавалерийской дивизии, надев монгольский национальный костюм и объявив себя буддистом он выразил желание возродить империю Чингисхана. Но Кровавого Барона быстрее настигли большевики . Осенью 1921 года Бакич отправился на Байкал, где был разгромлен красными. Генерал и его войска, голодные и больные, сдались монголам в феврале 1922 года, и они немедленно передали несчастного главнокомандующего большевиков. Бакич был казнен в мае 1922 года. 350 выживших из его отделения смогли добраться до китайских портов.