На постсоветском пространстве периодически появляются разного рода публикации, ставящие под сомнение "заоблачные" по мнению авторов счета летчиков истребительной авиации Третьего Рейха. У знающих людей подобные опусы вызывают недоумение, так как этому явлению имеется множество объяснений. В то же время адепты противоположного лагеря склонны трактовать большое количество побед немецких пилотов как свидетельство низкого технического уровня самолетов стран антигитлеровской коалиции и посредственной подготовки летного состава. Попробуем разобраться в этой истории.
1. Причина первая - численное неравенство. За все время войны германская промышленность произвела 48 тысяч истребителей выполнявших большую часть работы в воздухе - Bf.109 и Fw.190. (причем последний часто использовался как штурмовик). В то же время количество самолетов прошедших за годы войны через ВВС РККА (истребители) доходит до 70 тысяч. Если прибавить сюда истребители ВВС США и Великобритании, Канады, Франции, то соотношение сил получается уж совсем катастрофическим не в пользу люфтваффе. Приходим к крайне простому, но совершенно справедливому выводу - у немцев не было недостатка в целях, особенно на Восточном фронте. Асам люфтваффе было несложно выслеживать противника, когда практически все небо было усыпано его самолетами. В таких условиях то количество побед, которое записали себе на счет лучшие летчики Рейха можно даже расценить как небольшое. В то же время пилотам истребительной авиации Союзников было гораздо сложнее найти себе оппонента в воздухе, чем и объясняется их относительно низкое число побед.
2. Причина вторая - техническое превосходство. Немецким авиаконструкторам удалось создать поистине выдающийся истребитель Bf.109, который вплоть до 1943-1944 годов либо превосходил любую машину противника, либо не особо уступал ей. Особенно это было заметно на Восточном фронте, где только с появлением таких машин как Ла-5ФН, Як-3, Як-9у, Ла-7 ВВС РККА смогли соперничать с немцами технически на равных. Этот факт, к слову, опровергает тезис о том, что асы люфтваффе на голову превосходили лучших представителей истребительного корпуса "сталинских соколов". О тех советских асах которые самоотверженно бились с немцами на устаревших машинах и умудрялись при этом побеждать, можно сказать много хороших слов.
На Западном фронте технический разрыв между немецкими и англо-американскими машинами был значительно меньше, однако только к 1944-1945 Союзники смогли массово задействовать самолеты технически превосходящие массовые модификации Bf.109 и Fw.190.
3. Причина третья - тактическое превосходство.
Тактика истребительных частей люфтваффе начала разрабатываться еще в годы Гражданской войны в Испании, таким образом к началу ВМВ немцы уже имели понимание как выжимать из своих самолетов максимум возможностей и максимально при этом осложнить жизнь врагу. Пилоты стран антигитлеровской коалиции же были вынуждены адаптировать свою тактику под противника уже в ходе войны, таким образом теряя инициативу - что в воздушной войне критически важно. В этой связи стоит привести несколько примеров.
В ходе битвы за Британию английские летчики имели одной из своих основных задач уничтожение немецких бомбардировщиков, в то время как пилоты-истребители люфтваффе могли упражняться в отстреле британских истребителей, пока те заняты атакой бомбардировочных формаций. На восточном фронте советская истребительная авиация также стремилась в первую очередь прикрывать свои штурмовики и бомбардировщики. Прибавить к тому состояние полной дезорганизации ВВС РККА в первые месяцы ( и даже годы) войны - стоит ли после этого удивляться количеству немецких воздушных побед? Люфтваффе, действуя в период с 1939 по 1943 год в благоприятной стратегической обстановке, имея отточенную тактику использования истребительной авиации, вполне естественно добивалось больших успехов.
Итог: Таким образом, нет совершенно ничего странного и феноменального в высоких счетах немецких летчиков. Более того, большие цифры воздушных побед фигурируют и у финских, японских, румынских и словацких асов. В данном материале мы провели лишь поверхностный анализ приведших к этому результату факторов, однако даже они не оставляют шансов откровенно ложным домыслам о немецких асах "массово рисовавших себе победы" и прочей околоисторической фантастике.