Дело было лет 19 назад. Я работала в крупном лечебном учреждении и одновременно обучала студентов медуниверситета. Частные больницы только, только появлялись единично в крупных городах.
А вот платное обучение в мединституте, да и не только, наоборот, набирало обороты. Фактически с каждым годом сокращались бюджетные места в институтах. При том, что средняя зарплата врача в месяц была около 20 000 рублей, обучение за год стоило около 100 000 рублей. При шестилетнем обучении - 600 000 рублей. Каждый раз с ужасом я представляла, что будет, когда студенты отучившиеся за "родительские кровные заработанные" придут на месячную зарплату в 20 000 рублей. Это лет 5 работать только, чтобы отработать родительские деньги с учётом трат на проживание, питание и инфляцию...
К четвёртому-пятому курсу те, кто доходили на кафедру уже были очень профоориентированными, многие успевали поработать в больнице, на скорой, в реанимации, в основном, младшим медицинским персоналом. Иллюзии о больших заработках сразу после окончания мединститута испарялись на первом и втором курсах. Здесь появлялись рассуждения о более выгодных с коммерческой точки зрения профессиях.
Фактически выбор был невелик. Девушки в основном направлялись в косметологию, трихологию (наука о лечении волос), акушерство или гинекологию. Юноши в хирургию и травматологию. Дело было на лечебном факультете.
Кто не попадал ни в какую из перечисленных специальностей становился либо терапевтом, либо врачом скорой помощи, либо анестезиологом-реаниматологом.
Более узкими специалистами: нейрохирургами, офтальмологами, наркологами, ангиохирургами старшекурсники не рвались становиться, потому что в любом случае сначала идёт более общая специализация.
Каково же было моё удивление, когда в середине учебного года один из студентов - весьма одарённых студентов подошёл ко мне с просьбой помочь стать ему "высококнвертированным нейрохирургом". Более точного определения коммерчески выгодному и рентабельному доктору за все последующие годы я не смогла подобрать.
А ведь он был тогда прав - именно высокая конвертация полученных знаний должна была "отбить" затрата на обучение такого врача. Конвертировать где? Ясное дело - на рабочем месте, а где ещё?
Зачем учиться на врача, если потом не работать врачом?
Конечно, в условиях истощения запасов "бесплатно обученных" докторов советского периода население может ругать медицину, медиков за нарушения клятвы древнему греку, которую они на самом деле никогда не давали. Но при инвестициях в образование врача от 600 000 рублей за весь период обучения до 3 000 000 рублей - странно ожидать, что такой выпускник будет готов трудиться без выходных и в ночные смены без сна и отдыха за 20 000 рублей.
Минимальная ожидаемая зарплата такого специалиста от 70 000 - 100 000 рублей. На бумаге и в столице возможно это и так, а на деле - на деле бегство из больниц в полном составе хирургов операционного звена - это вскрывшийся нарыв, который так долго зрел. Поколение, которое мечтало стать высококонвертированными врачами сейчас достигло возраст 30 - 35 лет, а возврата на инвестиции не происходит. Любое новое дело надо осваивать с нуля и массово к этому никто не готов.
Ровесники уже давным-давно работают со 100-% - й отдачей, а врачи только закончив ординатуру, опять становятся "подмастерьями" и этому нет конца. Требования и ответственность растут, а зарплаты нет. Вот и уходят из медицины те, кто готов был посвятить свою жизнь в достойных условиях сохранению здоровья, а те, кто не уходят становятся обученными высококонвертированными врачами в частных клиниках.
Что будет, когда кроме коммерческих стоматологий появятся платные хирургии, анестезиологии, а бесплатные с той же прогрессией будут исчезать? Для столиц и крупных городов - размер зарплат и социальных выплат будет достаточным для спасения человеческой жизни, а для районных центров скорее всего - нет.
Экономика определяет состояние и медицины, и образования - на деле платное образование уничтожает последующее поколение специалистов бюджетной сферы. Возврат на инвестиции в образование должен быть обеспечен зарплатой, а её размер далёк от реальных требований рынка труда и образования. Парадокс от которого современное общество и управление прячет голову в рутину.
Скажите, а вы отучившись в институте, уважаемые читатели, как быстро смогли вернуть вложенные в образование деньги своей семьи? Кто помогал оплачивать обучение в ВУЗе? Довольны ли вы качеством обучения и пригодились ли эти знания вам в работе?
Подписывайтесь на канал, если для вас мои темы интересны. Предлагайте свои темы для статей.