"... нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:28). Но это на словах - на деле же, в Христовой Церкви - все иначе. Обоснования? Их есть у меня!
Женское мирянство
Если кто-то подумал, что неравенство полов в Церкви ограничивается спорами об участии женщин в священнослужении - ошибаетесь. Во всей красе "равенство" во Христе - представлено в церковных канонах. Священнослужение еще ладно - это сфера сакральная, ритуальная, как ни крути - особенная. Об этом в следующем разделе статьи. А что насчет простых обывателей? Может тут, действительно - есть христианское равенство и братство? Как бы не так!
Самое интересное и характерное неравенство полов, даже перед церковным законом - содержится в канонах о блуде и прелюбодеянии. По православным канонам: муж, изменивший жене со свободной от брака - (внимание!) даже прелюбодеем не признается!!! При этом: "соблудивший не отлучается от сожительства с женою своею, и жена должна принять мужа своего"! В аналогичном же случае, но с женщиной: "но муж оскверненную жену изгоняет из своего дома". Как вам такое равенство и справедливость?
А знали ли вы, что девицы, "вышедшие замуж без согласия отца или господина, отлучаются на три года от причащения" (Васил. 38) - то есть являются блудницами в глазах церкви. Женам в любых вариациях хождения мужа "налево" - каноны повелевают удерживать своих мужей - в супружестве. Муж же, оставленный женой, достоин снисхождения, и сожительствующая с ним не осуждается. (Васил. 9). Еще там же: "жена не должна разводиться с мужем потому, что бьет ее, что тратит ее имение, что он неверный." Красота, не правда ли?
Другая ситуация: женщина и мужчина (оба не в браке) поцеловались - кто виноват и достоин наказания? Правильно - женщина, причем это приравнивается ей по тяжести греха - как за малакию (онанизм) (!) (13 правило св. Иоанна Постника).
А вот вам "вдогонку" - четкое мнение церкви об умственных способностях женщин, в отличие от мужчин: "Жены во время Божественной Литургии должны молчать, а о учении дома спрашивать мужей." Это записано черным по белому в Правиле - ни много ни мало - аж Шестого Вселенского собора! То есть, лучшие и мудрейшие умы со всего света собрались и решили, что у женщин - ни ума, ни мудрости - нет от природы.... Что тут добавить.
Женское священство
Тему женского священства возьми - автоматом в еретики запишут. Хотя, тут можно поспорить и взять это явление за весомый аргумент для темы нашей статьи. Доводы против женского служения в Церкви, положа руку на сердце, - не очень-то и убедительны.... Кроме как патриархальной, исторически сложившейся культурой и традицией - ну никак существующее положение дел - не объяснить.
Слышу недовольный гул: а как же знаменитое послание к Коринфянам: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит»!? Что это? Прямое указание на недопустимость служения женщин в храме?
Если вспомнить в какое время, в какой культурной среде жил Апостол Павел - оно и не удивительно! Вряд ли кто-то и в наше время захотел бы услышать "проповедь" от неграмотной деревенской бабы в храме.... Чему тут дивиться - женщина того времени ничем особо от раба не отличалась: ни образования, ни статуса в обществе, ни вообще каких-либо элементарных прав человека.
Попробовал бы кто-то в ту эпоху - сказать хоть слово о правах женщин.... На месте побили бы камнями и разошлись. А поскольку, Господь говорит: "не нарушить пришел Я, но исполнить" закон и пророков (Мф. 5:17), то странно было бы и от Него слышать об элементарных правах слабого пола. И за меньшее - убивали на месте, причем - по букве закона. Волей-неволей приходилось это учитывать. Как Он, так и Апостолы после события Пасхи, - были бесстрашны, но не безрассудны - это точно.
Сменилось уже не одно тысячелетие! Женщины давно и надолго сменили статус в обществе. Нет ни одной сферы или профессии, где бы не было представительниц прекраснейшей половины человечества. Кроме одной сферы - церковной и одной профессии - священнослужитель....
Другие робкие аргументы консерваторов от церкви: психологические, физиологические - тоже смешно слышать. За женскую психику переживаете? Поверьте, некоторые нынешние епископы - женщинам могут фору дать по количеству истерик во время службы в алтаре. Как-то эмоциональнее кадилом она будет махать, нежели мужик? Ну бред же. Еще слышал - говорят: исповедовать бесстрастно она не сможет как мужики. Ну хорошо, - это такая большая проблема? Сделайте как в Греции - исповедуют пусть только опытнейшие, достойные священники. И тут не проблема - вообще!
Последний "козырь" против женщин в алтаре - физиологический. То бишь - критические дни. Устав строго запрещает проливание какой бы то ни было крови в храме. Да, есть тут некоторое неудобство - но не критическое же (простите за каламбур). Расписание этих дней у подавляющего большинства женщин - известно довольно четко, можно спокойно составлять график служений с этим учетом.
Непредвиденные случаи с кровью, - они и с мужиками могут случаться. На этот случай - Богослужебным Уставом выработан алгоритм действий. Порезался священник, кровь носом пошла - должен покинуть алтарь и т.д. Рискну также предположить, что с современными средствами женской гигиены - никакого излияния наружу не происходит вовсе: все остается внутри организма. Значит и нарушения Устава, как такового - нет.
А если вспомнить, что история Церкви все же помнит женское служение в Церкви - в сане диаконисс (первые восемь веков), то совсем неутешительные выводы приходят на ум. Это же не просто какая-то общественная нагрузка или почетное звание были, - в этот сан именно рукополагали, как и прочих священнослужителей. На лицо: деградация церковного сознания с течением времени, - в виде окончательной и бесповоротной дискриминации по половому признаку.
Остановимся детальнее на исторических диакониссах - и тут ведь не обошлось без уничижения их прав по сравнению с мужчинами. К рукоположению допускались: незамужние, овдовевшие или монашествующие женщины, достигшие сорока лет. А ежели такая диаконисса выходила замуж, то они оба с мужем подвергались анафеме. Сравните с требованиями к кандидату и санкциями за нарушение в аналогичной ситуации - для мужчин: священников, диаконов. Просто диву даешься!
Все вы равны во Христе Иисусе? Да ладно! Надо изменить редакцию этих слов и хотя бы в скобках честно дописывать: "но мужики - равнее!". За что это бедным женщинам? Может быть за Еву - я и такое от православных "апологетов" слышал!? Какое еще есть разумное объяснение? А за что не любят и притесняют евреев? За что не любят и притесняют мусульмане - христиан? Все из той же серии, на мой взгляд.
Думаю, примеров с обоснованиями - вполне достаточно. Делайте выводы сами.
На закуску - вам веселая загадка (немного не по теме):
"Христианам, ходящим на браки, не прилично плясать там, но должно вечерять благоговейно." (Лаод. 53) - простите, а у нас точно православная страна? Кто-то из вас на Исповеди хоть раз в этом каялся? ☺
Оценивайте материал, подписывайтесь, чтобы узнать еще больше того, что в официальных церковных СМИ не напишут никогда. От слова: "совсем".
Ваш недодиакон Имярек