Начну с небольшого пролога. В каждый пост о рок музыке обязательно приходит какой-нибудь человек и начинает мне разъяснять, что рок, что не рок. Критериев масса. Я чего хочу сказать-то ребята и девчата. Кому и Егор Летов популярная музыка, не говоря уж о Цое. А кому и братья Самойловы невыносимо тяжелы для прослушивания. Мне интересно само явление рок музыки в конце прошлого века. Нужно абсолютно на всё смотреть в контексте времени и места действия. Потому я так запросто отношу и «Браво» к року, и группу «Динамик» и о Пугачевой не стесняюсь упоминать. Все эти хитросплетения безумно интересны и любопытны. На заглавном фото группа «Ю» в Нижнем Новгороде. Они-то и откроют эту часть.
История группы «Ю» началась в 1990 году. До написания цикла статей о женщинах в нашем роке мне не приходилось ничего слышать об этой команде. Оно и немудрено. Я тяготел к совсем другим звукам музыки. Если гитара, то обязательно пропущенная через примочку. Если барабаны, то так что б стены тряслись. Фолк музыка же это совсем другая история. Неумение петь здесь не спрячешь за грохотом барабанов. Отсутствие умения играть не завесишь ширмой из гитарного рёва. Фолк это что-то очень деликатное. И начинать играть такую музыку в начале 90-х занятие было бесперспективное изначально. Но солистка группы "Ю" Ольга Кочеткова не искала лёгких путей.
Родилась Ольга Афанасьевна в творческой семье. Папа её был актёром, а мама режиссером. Окончив знаменитый ГИТИС, снялась в фильме «Прости меня, Алёша». Это было в 1983 году.
А вот чем занималась Ольга после роли в одном единственном фильме, я не знаю. Информации по этой теме нет. Судя по всему, писала песни, которые впоследствии и исполняла её группа. На тоже время пришлось её увлечение рок музыкой в целом и поэзией Александра Башлачёва в частности.
Первое выступление проходило на фестивале «Московская акустика» в 1990 году. Акустические гитары, бонги, флейта. Всего группа просуществовала два года. Были гастроли в Нижний Новгород, Рязань, Таллинн. По воспоминаниям очевидцев концерты «Ю» больше напоминали какое-то шаманское действо или медитацию.
Коллектив просуществовал недолго. Последнее выступление группы «Ю» было на фестивале «Индюки 92». Примечательный факт, что там же в последний раз на большую публику выходила и Олеся Троянская. Хотя этот же фестиваль послужил и начальным этапом в карьере таких исполнительниц как «Рада и Терновник» и Ольга Арефьева. Там же впервые на сцену вышли будущие «Соломенные Еноты». Под замечательной вывеской «Крошка енот и те, кто сидят в тюрьме». Однако не буду забегать вперед. Это отдельная ветвь истории.
От «Ю» остались два альбома записанных в начале 90-х. После распада группы Ольга Кочеткова изредка выступала одна. Известно, что играла она в 1995 году в концертном зале «Известий». Но в целом её жизнь покрыта тайной. Одновременно указывается, что она злоупотребляла алкоголем и ездила к шаманам в Сибирь. Спасала морских котиков вместе с ребятами из «Гринпис» и жила в деревне. Подробностей её жизни, судя по всему, толком никто и не знает.
В марте 2004 года Ольга Кочеткова скончалась от панкреонекроза. Она так и осталась талантом, который никто не смог оценить. Предпочтя музыкальной карьере жизнь затворницы в деревне.
Первая группа, где пела Наталья Маркова, называлась «Кухня Клауса». На сцену они вышли в 1989 году где-то под Питером на одном из бесчисленных фестивалей. По признанию самой Натальи на том выступлении она провалилась. Но музыку она не оставила и через несколько лет продолжила выступать на квартирных концертах. В тот период ей помогали разные люди. В прямом смысле. Группа такая есть «Разные Люди» и её вокалист Александр Чернецкий принимал участие в одной из записей. Записывался с Натальей и Сергей «Чиж» Чиграков который играл и с Чернецким. Та запись имеет хождение под названием «Портвейн. Гениальные песни».
Так же имеет хождение запись, сделанная на фестивале «АКУ Рок 92». Нашлась даже и афиша этого мероприятия. Играла Наталья и на обросшем легендами фестивале «Тапиры». Вообще всякого рода квартирники и вот такие фестивали это еще один отдельный пласт в истории нашей музыки. Наверное, тоже когда-нибудь надо сделать пост по этой теме.
Нашлась интересная фотография начала 90-х. Мужчина с длинными волосами это Игорь «Сталкер» Вдовченко. Играл с Арефьевой в «Ковчеге», в «Трибунале» Медведевой. С Умкой и Валентиной Пономаревой. В 2008 погиб, вывалившись из окна. Следующий мужчина это Алексей Дегтярь из группы «Иванов-Даун». Очередная интересная группа с украинской сцены. Сегодня он пишет саундтреки к фильмам и музыку для рекламных заставок. А смотрит на него как раз Наталья Маркова.
На этой фотографии Наталья с Чернецким из «Разных людей». Это 1993 год. Перед записью в «Программе А». Ну, или после. Она там не выступала, но зато там показывали как раз Александра.
Вот на этой фотографии образца 1992 года Наталья напоминает кого? Правильно. Ревякина из «Калинова Моста». В общем-то, про её следующий проект так и говорили, что «Двуречье» это Ревякин в юбке.
Записала Наталья Маркова с этой группой лишь один альбом. К середине 90-х она разошлась со своим первым мужем и стала гражданской супругой Владимира Капцова по прозвищу «Карабас». Дела до её сожителей мне нет. Просто тут любопытен момент, что «Карабас» к тому времени был уже известен как один из идеологов группы с непечатным названием «Х. Забей». Собственно эта группа и помогала в записи единственного изданного альбома Натальи «Светозар».
Я его на досуге начал было слушать. Супруга, а она у меня как детектор моментально заявила, что похоже же на что-то. Ну да. Действительно очень напоминает «Калинов Мост». Я б даже сказал, что местами один в один. Как я понял из воспоминаний очевидцев, Наталья и стремилась создать нечто похожее на «Калинов Мост». И ей это удалось. Самое удивительное, что после выхода этого альбома Маркова перестала заниматься музыкой. Казалось бы еще чуть-чуть и вот он успех. Песни-то она пела в формате радио, да их собственно и крутили там. Но вместо музыки она выбрала обычную тихую семейную жизнь. Сегодня Наталья Маркова музыкой не занимается. Вот её относительно свежее фото с дочкой.
А, ну и чуть не забыл. На альбоме «Белоснежка и семь гном» группы «Х. Забей» Наталья тоже исполняет часть вокальных партий. Это как раз 1995 год. Видимо писалось всё параллельно.
Раз уж я упомянул группу с непечатным названием, то логично продолжить заметки историей, нет, не Карабаса с Бегемотом, а Виктории Морозовой. Будучи еще студенткой журфака МГУ в 1991 году она принимала участие в записи альбома «За всю х...», речь естественно о группе «Х.З.». Как я понял, и она и Наталья Маркова проживали в городе Видное и там же базировались Карабас с Бегемотом. Естественно творческие люди нашли друг друга.
Они же и помогли записать Вике первый альбом под названием «Я возвращаюсь». Выходил он под вывеской «Вика и кусочек льда».
В 1993 году в одном из самых знаменитых клубов 90-х «Секстон ФоЗД» Вика Морозова была признана вокалисткой года. А её первый альбом «Я возвращаюсь» соответственно альбомом года.
Вика набрала музыкантов, за неё взялся продюсер Кирилл Есипов. Вроде бы он же в своё время начинал раскручивать группу «Лицей». Хотя в этой информации я не уверен. Но в любом случае песни Вики зазвучали на радио. Сняли даже клип. И в 1994 году был записан второй альбом «Край неба».
Однако Вика, как и предыдущая исполнительница, Наталья Маркова в итоге выбрала спокойную семейную жизнь вместо музыки. Хотя в конце 90-х она еще изредка выступала. Вот фотография из Черноголовки. Ровно спустя 10 лет после первого рок фестиваля там проводили какой-то очередной концерт.
Сейчас Виктория выглядит примерно вот так.
Ну что ж. Я уже дважды упомянул участие группы «Х.З.» в судьбах женщин и будет несправедливо обойти их самих вниманием. Свою деятельность ребята начали в конце 80-х. Когда-то давно их творчество относили к панк року, но, на мой взгляд, ошибочно. Это что-то другое. Хотя и не поп музыка точно. Мата слишком много. Даже в названии. При этом нельзя не отметить талант и какое-то обаяние участников коллектива.
Что интересно в 80-х, когда большинство рокеров были запечатлены с бутылками и стаканами Карабас с Бегемотом кушали перед объективом варенье. Вот фотография 1988 года.
В ту же пору к группе присоединился Найк Борзов и Алексей Заев. Все эти люди по-своему любопытны. Капцов Владимир Борисович по прозвищу Карабас профессиональный звукорежиссер. Он много с кем работал на студии Аркадия Укупника. Там же на этой самой студии «Олимпик» был записан альбом «Агаты Кристи» «Ураган» к примеру, и именно Карабас его и писал. Писал он и песни Алёны Апиной и группы «Браво».
Бажанов Игорь тот, что Бегемот снимался в фильме «Авария-дочь мента». Кто по профессии не знаю, но явно тоже не простой дядька.
Алексей Заев работал с кучей музыкантов начиная от Глызина и заканчивая Наталей Медведевой.
Ну а кто такой Найк Борзов я думаю, вы и без меня знаете. Кстати вот он в 80-х.
А вот и основные участники коллектива в середине 90-х. Скорее всего, репетируют. «Х.З.» писался в ту пору уже в студии. Это было совсем не баловство на квартире, а серьезный студийный проект.
В общем-то, чего я о них речь завёл? Про Маркову и Морозову я выше написал, но с группой записывалась еще и Марина Хлебникова. Та, которая «Чашку кофею». На альбоме группы она числилась как Марья-искусница. Старых фотографий не нашёл, но есть она на снимке одного из совместных концертов уже в нулевых.
Роясь в старых фотографиях, обнаружил Наталью Медведеву вместе с «Х.З.». Про нее, конечно же, будет отдельный материал в другом посте. Одна из самых интересных женщин на нашей сцене. Здесь же, судя по всему, ей помогают в записи альбома.
Сейчас с группой на концертах играет девушка Маша Логофет на скрипке. Так же на официальном сайте указаны Киселёва Аня (вокал), какая-то загадочная просто Ленка (вокал), Лю Аня (пение на китайском языке), Машка, Надюха, Наташка, Ника, Оксана, Ольг-А, Панкова Лариса (вокал, саксофон), Пушкина Ольга (вокал), Тихомирова Марина (вокал), Цехановская Инна (вокал), Шульц Марианна. Последняя заслуженная актриса РФ. Давно и профессионально занимается озвучиванием фильмов. В общем, стоит копнуть чуть поглубже, и выясняются удивительные вещи.
Ну и всё же вернемся к Марине Хлебниковой. Она как бы это странно не звучало, окончила сначала Гнесинское училище, а впоследствии и Гнесинский институт. По классу эстрады и фортепиано. Дипломы ей вручал Иосиф Кобзон. Еще из интересных фактов узнал, что она была чемпионкой Москвы по плаванию в 1987 году. Кандидат в мастера спорта. Выступает она, и по сей день. В том числе и со своими друзьями из группы «Х.З.». Она к слову тоже заслуженная артистка РФ.
Рассматривая творчество, где нецензурная лексика используется в промышленных масштабах нельзя не упомянуть Александра Лаэртского. Он конечно далеко не женщина, но на его альбомах звучит женский голос. Загадочную вокалистку зовут Алёна Сотникова. Личность таинственная. Её фотографий я не нашёл с Александром. И судя по всему их, не выкладывают в сеть умышленно. По рассказам самого певца сегодня она генеральный директор какой-то конторы, которая поставляет дорогой алкоголь в Россию. На фото же он сам с «Х.З.».
В комментариях к одному из постов указали на наличие группы «Ласковый х…». Да, сегодня у меня тут масса непечатных названий. Уж, извините, но из песни слов не выкинешь. Так вот единственный альбом «Половина задницы» записан в 1989 году при участии Александра Лаэртского. Но каких-либо дополнительных фактов о группе я не нашёл. Единственное, что попалось так это интервью Юрия Наумова, где он внезапно хвалит эту команду и говорит, что они из Питера. В общем, очередная загадка, которую я вряд ли разгадаю. На этом фото Лаэртский со своей супругой.
Вот на этом месте логично было бы вставить рассказ о группе «Сектор Газа». Ну и окончить ансамблем «Красная Плесень». Но нет. На этой развилке я сверну в полный андеграунд. Если «Х.З.» или тот же Лаэртский были широко известны в 90-х, то наши следующие персонажи неизвестны почти никому и по сей день.
Хотя вообще слово андеграунд применять, наверное, некорректно. Ну, какой в самом деле-то андеграунд в 90-х? По сути уже и в конце 80-х резко стало можно всё. Однако не буду отклоняться от тематики. Так вот группа, о которой пойдёт речь, называется «Соломенные Еноты».
Образовалась команда в самом начале 90-х в Москве. Сегодня я знаю, как минимум две книги, где фигурируют участники этой группы. Появился даже некий культ личности, основателя группы Бориса Усова. Регулярно встречаются мне высказывания в интернете, что это был весьма законспирированный проект. Это феномен. Это настоящее подполье…
Послушал я тут на досуге эту музыку. Такое ощущение, что играют дети. При этом играть не умеют от слова совсем. Я подобных записей слышал десятки в своём родном Орле в 90-е. Поглядел я видео с выступлений. Усов не умеет работать с публикой, держится на сцене неуверенно. Естественно подобных концертов я тоже наблюдал в своей провинции немало. Да и как поэта я не воспринимаю Усова. Таких талантов в 90-х было в каждом городе вагон и маленькая тележка. Просто «Соломенные Еноты» играли в Москве, а это многое определяет. В общем-то, отсюда и взялся весь этот миф вокруг фигуры Усова.
Ажиотажа конечно «Соломенные Еноты» не заслуживают, но у них в составе играли девушки. Так что придется отметить этот факт. Первую гитаристку зовут Анна Бернштейн. Прозвище – Англина. Еще она играла в группе «Н.О.Ж.». Сегодня занимается антропологией и является ассистентом-профессором Гарвардского Университета. Очень интересный кульбит в биографии. На фото какой-то квартирник в 1994 году.
Есть еще вот такая фотография с ранним составом группы.
Вторую гитаристку зовут Арина Строганова.
Вот любопытный снимок. Это концерт в Ховринской больнице в 1999 году. Один из самых известных недостроев страны. Правда, в этом году больницу планируют вроде снести.
Это какая-то репетиция в Коньково. Собственно даже по фотографиям видно, что перед нами какая-то дилетантская группа. Если уж говорить о каком-то подполье, то возникает вопрос чего ж тогда «Соломенные Еноты» давали концерты? Ведь играли они в Актюбинске, и на Украину ездили. Выступали в Оренбурге и Твери. Ну и конечно в Москве. Как по мне намного любопытнее и загадочнее в этом плане французские «Чёрные легионы». Там и к звуку другой подход, и к уровню игры, да и таинственности куда как больше. Ну да ладно. Речь не о зарубежных исполнителях.
Кроме «Енотов» Арина играла в проекте «Утро над Вавилоном», «Министерство любви» и вроде еще каких-то. Но подробно разбираться во всей этой коньковской формации мне, честно говоря, лень. Отмечу лишь еще одно такое забавное название как «Свирепый ёж». Это явная отсылка к стихотворению Егора Летову. Собственно вся эта формация и произвела на меня впечатление последователей Летова.
Сегодня Арина работает вроде в центре охраны дикой природы.
На одной из концертных фотографий я приметил девушку клавишницу. Это Юлия Теунникова. Кроме «Соломенных Енотов» она много где играла. В том числе был у неё проект и с Арефьевой.
В комментариях отмечали, что Теунникова играет с некоей Тузовой. Да, действительно. Вот они на сцене. Но это уже наше время, потому я углубляться не буду. Интернет завален информацией о том кто они такие и чего играют.
Куда любопытнее фигура девушки по имени Алёна Анахата. Еще одна из бесчисленных барышень мечтавших покорить Москву. В её случае покорение не удалось. О ней неизвестно вообще ничего. Единственная информация, что мне попалась это то, что она из Норильска. Выступала на фестивале «Тапиры» и, судя по всему, были у неё какие-то гастроли на Украине. Это единственный снимок, что мне удалось найти. Она сидит в самом центре, держась за очки. Фотография с выезда «Соломенных Енотов». Сделан снимок в середине 90-х. Чего с ней сейчас не знаю. Возможно, вернулась в Норильск.
Раз уж я взялся за малоизвестные группы, то отмечу и «Н.О.Ж.». Это снова московское детище. Вокалисток в группе было несколько. Наташа Сухарева. С ней был записан первый альбом. Далее мне попалась информация, что с группой репетировала Маша Макарова. Но в итоге ушла и она. Честно говоря, информация сомнительная, но может быть так и было. Второй вокалисткой стала Катя Фаустова. С ней и писался второй альбом. Записан он в мастерских движения «За Анонимное И Бесплатное Искусство». Понятно, какая аббревиатура получится? Про вот таких деятелей я тоже думаю надо сделать отдельный пост. Были же еще и «Митьки» и «Слепые», в общем, материал наберется.
Третьей вокалисткой была Маша Чеснокова. Она же и поёт на третьем альбоме. Так же какое-то время в группе пела Яна Побрус. С ней было сыграно пара концертов. Играли ребята к слову на стройплощадке и внезапно в МХАТе.
Нашлась в интернете обложка первого альбома.
Сегодня «Н.О.Ж.» так же как и «Соломенные Еноты» не существует. Ну, то есть если и существуют эти проекты то только виртуально. Язык у меня не повернется назвать эти группы феноменом нашей сцены, хотя между тем иногда в интернете их именно так и именуют. Любопытно, что сейчас даже стали выпускать официально на дисках подобную музыку. И коллекционеры покупают. Так недавно издательство «Выргород» издало пару альбомов «Соломенных Енотов». Обложкой одного из них я и окончу этот пост.
Ну что ж. В следующей части однозначно будет «Сектор Газа» и «Красная Плесень». Наверное «Джан Ку» и кто-нибудь еще. Может быть даже и Линда. Пока что не решил. В дебри же так называемого андеграунда я дальше лезть пока не имею никакого желания. Итак, не выспался сегодня. Полночи изучал творчество «Соломенных Енотов». Ну его на фиг. Явление конечно любопытное, но не более. Все-таки про какие-то вещи лучше читать чем слушать.