Найти тему
soullaway soullaway

Женщины в российском роке (Часть седьмая)

Начну с небольшого пролога. В каждый пост о рок музыке обязательно приходит какой-нибудь человек и начинает мне разъяснять, что рок, что не рок. Критериев масса. Я чего хочу сказать-то ребята и девчата. Кому и Егор Летов популярная музыка, не говоря уж о Цое. А кому и братья Самойловы невыносимо тяжелы для прослушивания. Мне интересно само явление рок музыки в конце прошлого века. Нужно абсолютно на всё смотреть в контексте времени и места действия. Потому я так запросто отношу и «Браво» к року, и группу «Динамик» и о Пугачевой не стесняюсь упоминать. Все эти хитросплетения безумно интересны и любопытны. На заглавном фото группа «Ю» в Нижнем Новгороде. Они-то и откроют эту часть.

История группы «Ю» началась в 1990 году. До написания цикла статей о женщинах в нашем роке мне не приходилось ничего слышать об этой команде. Оно и немудрено. Я тяготел к совсем другим звукам музыки. Если гитара, то обязательно пропущенная через примочку. Если барабаны, то так что б стены тряслись. Фолк музыка же это совсем другая история. Неумение петь здесь не спрячешь за грохотом барабанов. Отсутствие умения играть не завесишь ширмой из гитарного рёва. Фолк это что-то очень деликатное. И начинать играть такую музыку в начале 90-х занятие было бесперспективное изначально. Но солистка группы "Ю" Ольга Кочеткова не искала лёгких путей.

Родилась Ольга Афанасьевна в творческой семье. Папа её был актёром, а мама режиссером. Окончив знаменитый ГИТИС, снялась в фильме «Прости меня, Алёша». Это было в 1983 году.

А вот чем занималась Ольга после роли в одном единственном фильме, я не знаю. Информации по этой теме нет. Судя по всему, писала песни, которые впоследствии и исполняла её группа. На тоже время пришлось её увлечение рок музыкой в целом и поэзией Александра Башлачёва в частности. 

Первое выступление проходило на фестивале «Московская акустика» в 1990 году. Акустические гитары, бонги, флейта. Всего группа просуществовала два года. Были гастроли в Нижний Новгород, Рязань, Таллинн. По воспоминаниям очевидцев концерты «Ю» больше напоминали какое-то шаманское действо или медитацию.

-3


Коллектив просуществовал недолго. Последнее выступление группы «Ю» было на фестивале «Индюки 92». Примечательный факт, что там же в последний раз на большую публику выходила и Олеся Троянская. Хотя этот же фестиваль послужил и начальным этапом в карьере таких исполнительниц как «Рада и Терновник» и Ольга Арефьева. Там же впервые на сцену вышли будущие «Соломенные Еноты». Под замечательной вывеской «Крошка енот и те, кто сидят в тюрьме». Однако не буду забегать вперед. Это отдельная ветвь истории.  

-4

От «Ю» остались два альбома записанных в начале 90-х. После распада группы Ольга Кочеткова изредка выступала одна. Известно, что играла она в 1995 году в концертном зале «Известий». Но в целом её жизнь покрыта тайной. Одновременно указывается, что она злоупотребляла алкоголем и ездила к шаманам в Сибирь. Спасала морских котиков вместе с ребятами из «Гринпис» и жила в деревне. Подробностей её жизни, судя по всему, толком никто и не знает.

-5

В марте 2004 года Ольга Кочеткова скончалась от панкреонекроза. Она так и осталась талантом, который никто не смог оценить. Предпочтя музыкальной карьере жизнь затворницы в деревне.

-6

Первая группа, где пела Наталья Маркова, называлась «Кухня Клауса». На сцену они вышли в 1989 году где-то под Питером на одном из бесчисленных фестивалей. По признанию самой Натальи на том выступлении она провалилась. Но музыку она не оставила и через несколько лет продолжила выступать на квартирных концертах. В тот период ей помогали разные люди. В прямом смысле. Группа такая есть «Разные Люди» и её вокалист Александр Чернецкий принимал участие в одной из записей. Записывался с Натальей и Сергей «Чиж» Чиграков который играл и с Чернецким. Та запись имеет хождение под названием «Портвейн. Гениальные песни».

Так же имеет хождение запись, сделанная на фестивале «АКУ Рок 92». Нашлась даже и афиша этого мероприятия. Играла Наталья и на обросшем легендами фестивале «Тапиры». Вообще всякого рода квартирники и вот такие фестивали это еще один отдельный пласт в истории нашей музыки. Наверное, тоже когда-нибудь надо сделать пост по этой теме.

-8

Нашлась интересная фотография начала 90-х. Мужчина с длинными волосами это  Игорь «Сталкер» Вдовченко. Играл с Арефьевой в «Ковчеге», в «Трибунале» Медведевой. С Умкой и Валентиной Пономаревой. В 2008 погиб, вывалившись из окна. Следующий мужчина это Алексей Дегтярь из группы «Иванов-Даун». Очередная интересная группа с украинской сцены. Сегодня он пишет саундтреки к фильмам и музыку для рекламных заставок. А смотрит на него как раз Наталья Маркова.

-9


На этой фотографии Наталья с Чернецким из «Разных людей». Это 1993 год. Перед записью в «Программе А». Ну, или после. Она там не выступала, но зато там показывали как раз Александра.

-10


Вот на этой фотографии образца 1992 года Наталья напоминает кого? Правильно. Ревякина из «Калинова Моста». В общем-то, про её следующий проект так и говорили, что «Двуречье» это Ревякин в юбке.

-11

Записала Наталья Маркова с этой группой лишь один альбом. К середине 90-х она разошлась со своим первым мужем и стала гражданской супругой Владимира Капцова по прозвищу «Карабас». Дела до её сожителей мне нет. Просто тут любопытен момент, что «Карабас» к тому времени был уже известен как один из идеологов группы с непечатным названием «Х. Забей». Собственно эта группа и помогала в записи единственного изданного альбома Натальи «Светозар».

Я его на досуге начал было слушать. Супруга, а она у меня как детектор моментально заявила, что похоже же на что-то. Ну да. Действительно очень напоминает «Калинов Мост». Я б даже сказал, что местами один в один. Как я понял из воспоминаний очевидцев, Наталья и стремилась создать нечто похожее на «Калинов Мост». И ей это удалось. Самое удивительное, что после выхода этого альбома Маркова перестала заниматься музыкой. Казалось бы еще чуть-чуть и вот он успех. Песни-то она пела в формате радио, да их собственно и крутили там. Но вместо музыки она выбрала обычную тихую семейную жизнь. Сегодня Наталья Маркова музыкой не занимается. Вот её относительно свежее фото с дочкой.

А, ну и чуть не забыл. На альбоме «Белоснежка и семь гном» группы «Х. Забей» Наталья тоже исполняет часть вокальных партий. Это как раз 1995 год. Видимо писалось всё параллельно.

-12


Раз уж я упомянул группу с непечатным названием, то логично продолжить заметки историей, нет, не Карабаса с Бегемотом, а Виктории Морозовой. Будучи еще студенткой журфака МГУ в 1991 году она принимала участие в записи альбома «За всю х...», речь естественно о группе «Х.З.». Как я понял, и она и Наталья Маркова проживали в городе Видное и там же базировались Карабас с Бегемотом. Естественно творческие люди нашли друг друга.

Они же и помогли записать Вике первый альбом под названием «Я возвращаюсь». Выходил он под вывеской «Вика и кусочек льда».

-13


В 1993 году в одном из самых знаменитых клубов 90-х «Секстон ФоЗД» Вика Морозова была признана вокалисткой года. А её первый альбом «Я возвращаюсь» соответственно альбомом года.

-14

Вика набрала музыкантов, за неё взялся продюсер Кирилл Есипов. Вроде бы он же в своё время начинал раскручивать группу «Лицей». Хотя в этой информации я не уверен. Но в любом случае песни Вики зазвучали на радио. Сняли даже клип. И в 1994 году был записан второй альбом «Край неба».

-15

Однако Вика, как и предыдущая исполнительница, Наталья Маркова в итоге выбрала спокойную семейную жизнь вместо музыки. Хотя в конце 90-х она еще изредка выступала. Вот фотография из Черноголовки. Ровно спустя 10 лет после первого рок фестиваля там проводили какой-то очередной концерт.

-16

Сейчас Виктория выглядит примерно вот так.

-17


Ну что ж. Я уже дважды упомянул участие группы «Х.З.» в судьбах женщин и будет несправедливо обойти их самих вниманием. Свою деятельность ребята начали в конце 80-х. Когда-то давно их творчество относили к панк року, но, на мой взгляд, ошибочно. Это что-то другое. Хотя и не поп музыка точно. Мата слишком много. Даже в названии. При этом нельзя не отметить талант и какое-то обаяние участников коллектива.

Что интересно в 80-х, когда большинство рокеров были запечатлены с бутылками и стаканами Карабас с Бегемотом кушали перед объективом варенье. Вот фотография 1988 года.

-18

В ту же пору к группе присоединился Найк Борзов и Алексей Заев. Все эти люди по-своему любопытны. Капцов Владимир Борисович по прозвищу Карабас профессиональный звукорежиссер. Он много с кем работал на студии Аркадия Укупника. Там же на этой самой студии «Олимпик» был записан альбом «Агаты Кристи» «Ураган» к примеру, и именно Карабас его и писал. Писал он и песни Алёны Апиной и группы «Браво».

Бажанов Игорь тот, что Бегемот снимался в фильме «Авария-дочь мента». Кто по профессии не знаю, но явно тоже не простой дядька.
Алексей Заев работал с кучей музыкантов начиная от Глызина и заканчивая Наталей Медведевой.

Ну а кто такой Найк Борзов я думаю, вы и без меня знаете. Кстати вот он в 80-х.

-19

А вот и основные участники коллектива в середине 90-х. Скорее всего, репетируют. «Х.З.» писался в ту пору уже в студии. Это было совсем не баловство на квартире, а серьезный студийный проект.

-20

В общем-то, чего я о них речь завёл? Про Маркову и Морозову я выше написал, но с группой записывалась еще и Марина Хлебникова. Та, которая «Чашку кофею». На альбоме группы она числилась как Марья-искусница. Старых фотографий не нашёл, но есть она на снимке одного из совместных концертов уже в нулевых.

-21

Роясь в старых фотографиях, обнаружил Наталью Медведеву вместе с «Х.З.». Про нее, конечно же, будет отдельный материал в другом посте. Одна из самых интересных женщин на нашей сцене. Здесь же, судя по всему, ей помогают в записи альбома.

-22

Сейчас с группой на концертах играет девушка Маша Логофет на скрипке. Так же на официальном сайте указаны Киселёва Аня (вокал), какая-то загадочная просто Ленка (вокал), Лю Аня (пение на китайском языке), Машка, Надюха, Наташка, Ника, Оксана, Ольг-А, Панкова Лариса (вокал, саксофон), Пушкина Ольга (вокал), Тихомирова Марина (вокал), Цехановская Инна (вокал), Шульц Марианна. Последняя заслуженная актриса РФ. Давно и профессионально занимается озвучиванием фильмов. В общем, стоит копнуть чуть поглубже, и выясняются удивительные вещи.  

-23


Ну и всё же вернемся к Марине Хлебниковой. Она как бы это странно не звучало, окончила сначала Гнесинское училище, а впоследствии и Гнесинский институт. По классу эстрады и фортепиано. Дипломы ей вручал Иосиф Кобзон. Еще из интересных фактов узнал, что она была чемпионкой Москвы по плаванию в 1987 году. Кандидат в мастера спорта. Выступает она, и по сей день. В том числе и со своими друзьями из группы «Х.З.». Она к слову тоже заслуженная артистка РФ.

-24

Рассматривая творчество, где нецензурная лексика используется в промышленных масштабах нельзя не упомянуть Александра Лаэртского. Он конечно далеко не женщина, но на его альбомах звучит женский голос. Загадочную вокалистку зовут Алёна Сотникова. Личность таинственная. Её фотографий я не нашёл с Александром. И судя по всему их, не выкладывают в сеть умышленно. По рассказам самого певца сегодня она генеральный директор какой-то конторы, которая поставляет дорогой алкоголь в Россию. На фото же он сам с «Х.З.».

-25

В комментариях к одному из постов указали на наличие группы «Ласковый х…». Да, сегодня у меня тут масса непечатных названий. Уж, извините, но из песни слов не выкинешь. Так вот единственный альбом «Половина задницы» записан в 1989 году при участии Александра Лаэртского. Но каких-либо дополнительных фактов о группе я не нашёл. Единственное, что попалось так это интервью Юрия Наумова, где он внезапно хвалит эту команду и говорит, что они из Питера. В общем, очередная загадка, которую я вряд ли разгадаю. На этом фото Лаэртский со своей супругой.

-26

Вот на этом месте логично было бы вставить рассказ о группе «Сектор Газа». Ну и окончить ансамблем «Красная Плесень». Но нет. На этой развилке я сверну в полный андеграунд. Если «Х.З.» или тот же Лаэртский были широко известны в 90-х, то наши следующие персонажи неизвестны почти никому и по сей день.

Хотя вообще слово андеграунд применять, наверное, некорректно. Ну, какой в самом деле-то андеграунд в 90-х? По сути уже и в конце 80-х резко стало можно всё. Однако не буду отклоняться от тематики. Так вот группа, о которой пойдёт речь, называется «Соломенные Еноты».

Образовалась команда в самом начале 90-х в Москве. Сегодня я знаю, как минимум две книги, где фигурируют участники этой группы. Появился даже некий культ личности, основателя группы Бориса Усова. Регулярно встречаются мне высказывания в интернете, что это был весьма законспирированный проект. Это феномен. Это настоящее подполье…

Послушал я тут на досуге эту музыку. Такое ощущение, что играют дети. При этом играть не умеют от слова совсем. Я подобных записей слышал десятки в своём родном Орле в 90-е. Поглядел я видео с выступлений. Усов не умеет работать с публикой, держится на сцене неуверенно. Естественно подобных концертов я тоже наблюдал в своей провинции немало. Да и как поэта я не воспринимаю Усова. Таких талантов в 90-х было в каждом городе вагон и маленькая тележка. Просто «Соломенные Еноты» играли в Москве, а это многое определяет. В общем-то, отсюда и взялся весь этот миф вокруг фигуры Усова.

-27

Ажиотажа конечно «Соломенные Еноты» не заслуживают, но у них в составе играли девушки. Так что придется отметить этот факт. Первую гитаристку зовут Анна Бернштейн. Прозвище – Англина. Еще она играла в группе «Н.О.Ж.». Сегодня занимается антропологией и является ассистентом-профессором Гарвардского Университета. Очень интересный кульбит в биографии. На фото какой-то квартирник в 1994 году.

-28

Есть еще вот такая фотография с ранним составом группы.

-29

Вторую гитаристку зовут Арина Строганова.

-30


Вот любопытный снимок. Это концерт в Ховринской больнице в 1999 году. Один из самых известных недостроев страны. Правда, в этом году больницу планируют вроде снести.

-31

Это какая-то репетиция в Коньково. Собственно даже по фотографиям видно, что перед нами какая-то дилетантская группа. Если уж говорить о каком-то подполье, то возникает вопрос чего ж тогда «Соломенные Еноты» давали концерты? Ведь играли они в Актюбинске, и на Украину ездили. Выступали в Оренбурге и Твери. Ну и конечно в Москве. Как по мне намного любопытнее и загадочнее в этом плане французские «Чёрные легионы». Там и к звуку другой подход, и к уровню игры, да и таинственности куда как больше. Ну да ладно. Речь не о зарубежных исполнителях.

-32

Кроме «Енотов» Арина играла в проекте «Утро над Вавилоном», «Министерство любви» и вроде еще каких-то. Но подробно разбираться во всей этой коньковской формации мне, честно говоря, лень. Отмечу лишь еще одно такое забавное название как «Свирепый ёж». Это явная отсылка к стихотворению Егора Летову. Собственно вся эта формация и произвела на меня впечатление последователей Летова.

Сегодня Арина работает вроде в центре охраны дикой природы.

-33

На одной из концертных фотографий я приметил девушку клавишницу. Это Юлия Теунникова. Кроме «Соломенных Енотов» она много где играла. В том числе был у неё проект и с Арефьевой.

-34

В комментариях отмечали, что Теунникова играет с некоей Тузовой. Да, действительно. Вот они на сцене. Но это уже наше время, потому я углубляться не буду. Интернет завален информацией о том кто они такие и чего играют.

-35


Куда любопытнее фигура девушки по имени Алёна Анахата. Еще одна из бесчисленных барышень мечтавших покорить Москву. В её случае покорение не удалось. О ней неизвестно вообще ничего. Единственная информация, что мне попалась это то, что она из Норильска. Выступала на фестивале «Тапиры» и, судя по всему, были у неё какие-то гастроли на Украине. Это единственный снимок, что мне удалось найти. Она сидит в самом центре, держась за очки. Фотография с выезда «Соломенных Енотов». Сделан снимок в середине 90-х. Чего с ней сейчас не знаю. Возможно, вернулась в Норильск.

-36

Раз уж я взялся за малоизвестные группы, то отмечу и «Н.О.Ж.». Это снова московское детище. Вокалисток в группе было несколько. Наташа Сухарева. С ней был записан первый альбом. Далее мне попалась информация, что с группой репетировала Маша Макарова. Но в итоге ушла и она. Честно говоря, информация сомнительная, но может быть так и было. Второй вокалисткой стала Катя Фаустова. С ней и писался второй альбом. Записан он в мастерских движения «За Анонимное И Бесплатное Искусство». Понятно, какая аббревиатура получится? Про вот таких деятелей я тоже думаю надо сделать отдельный пост. Были же еще и «Митьки» и «Слепые», в общем, материал наберется. 

Третьей вокалисткой была Маша Чеснокова. Она же и поёт на третьем альбоме. Так же какое-то время в группе пела Яна Побрус. С ней было сыграно пара концертов. Играли ребята к слову на стройплощадке и внезапно в МХАТе.

-37

Нашлась в интернете обложка первого альбома.

-38


Сегодня «Н.О.Ж.» так же как и «Соломенные Еноты» не существует. Ну, то есть если и существуют эти проекты то только виртуально. Язык у меня не повернется назвать эти группы феноменом нашей сцены, хотя между тем иногда в интернете их именно так и именуют. Любопытно, что сейчас даже стали выпускать официально на дисках подобную музыку. И коллекционеры покупают. Так недавно издательство «Выргород» издало пару альбомов «Соломенных Енотов». Обложкой одного из них я и окончу этот пост.

-39

Ну что ж. В следующей части однозначно будет «Сектор Газа» и «Красная Плесень». Наверное «Джан Ку» и кто-нибудь еще. Может быть даже и Линда. Пока что не решил. В дебри же так называемого андеграунда я дальше лезть пока не имею никакого желания. Итак, не выспался сегодня. Полночи изучал творчество «Соломенных Енотов». Ну его на фиг. Явление конечно любопытное, но не более. Все-таки про какие-то вещи лучше читать чем слушать.