Найти в Дзене
Татьяна Шарапова

Я - Женщина! Часть 1.

pixabay.com
pixabay.com

В последние годы женщины от Франции до Индии, от Намибии до Японии почувствовали себя более уверенными в том, что мужчины совершают по отношению к ним противоправные действия, что привело к глобальному разговору о сексизме, женоненавистничестве и динамике власти, которой женщины подвергаются дома и за его пределами.

Во многих отношениях это все еще мужской мир, но от политики до искусства, женщины работают, чтобы изменить это в своих сообществах. Это миссия, реализуемая на нескольких аренах - в правительственных учреждениях, на рабочем месте и дома, через активизм на улицах, а также в способности рассказывать свои собственные истории и формировать свое общество.

В таких странах, как Руанда и Ирак, законодательные квоты гарантировали значительное присутствие женщин в парламенте. Начиная с 2003 года в Руанде неизменно наблюдается самая высокая пропорциональная представленность женщин среди парламентариев во всем мире.

В Малави и других африканских странах, которые не имеют законодательных мандатов для оказания помощи женщинам в повышении их статуса, на местах поощряются перемены, осуществляемые женщинами-руководителями, которые расширяют права и возможности женщин и девочек.

Но перемены редко бывают легкими. Патриархальный статус-кво глубоко укоренился, особенно в авторитарных государствах, где вызов системе, будь то мужчина или женщина, дается дорогой ценой.

На сегодняшний день ни одна страна в мире не достигла гендерного паритета. Северные государства, такие как Исландия и Норвегия, лидируют, достигнув самого высокого рейтинга в ежегодном глобальном индексе гендерного разрыва Всемирного экономического форума. Взвешенный по численности населения индекс измеряет гендерное неравенство в четырех ключевых областях: здравоохранение, образование, экономика и политика.

Более бедная половина списка включает Малави и большую часть остальной части Африки к югу от Сахары. Однако в пределах одного региона существуют значительные различия, и две страны Африки к югу от Сахары также занимают места в первой десятке списка: Руанда (шестое место) и Намибия (10-е). Высокий рейтинг Руанды во многом обусловлен тем, что после разрушительного геноцида 1994 года было принято целое поколение законов в поддержку женщин.

Гендерное неравенство не определяется или ограничивается каким-либо одним местом, расой или религией. Канада, например, занимает 16-е место в Глобальном индексе, в то время как Соединенные Штаты занимают 51-е место, снижая общий рейтинг для Северной Америки из-за стагнации в субиндексе “политические полномочия” и снижения гендерного паритета на должностях уровня Кабинета Министров, а также снижения уровня образования.

Эти рейтинги добавляют фактуры к нашему пониманию влияния женщин и проблем во всем мире - особенно на Ближнем Востоке и в Африке, двух обширных географических регионах, которые часто сплющены в однородные монолиты и лишены нюансов и различий, которые делают каждую страну уникальной.

” На Ближнем Востоке нет ни одного типа женщин",-говорит ливанская актриса и режиссер Надин Лабаки, которая в прошлом году вошла в историю премии "Оскар", став первой женщиной-арабским режиссером, номинированным на Оскар, за Капернаум, ее мучительную арабо-языковую драму о беспризорных детях.

“Есть много разных женщин, но большинство из них, даже в самых сложных обстоятельствах, сильны”, - говорит она. "Женщины находят в себе силы бороться по-своему, будь то в рамках своей семьи или в большем масштабе в своей работе. У них так много власти. Когда я представляю себе любую женщину из этого региона, я не представляю ее покорной и слабой. Никогда.”

Бочра Бельхадж Хамида, тунисский парламентарий, юрист по правам человека и одна из основателей и бывших лидеров Тунисской Ассоциации демократических женщин, говорит, что это “колониализм” думать, что арабская женщина, например, примет меньше прав, чем западная женщина. Но ее подход к достижению этих прав может отличаться.

В Иране активисты продолжают смело добиваться перемен посредством отдельных акций протеста, в социальных сетях и в своих домах, таких как игнорирование требования руководства Исламской Республики о том, чтобы женщины носили хиджабы.

За последние несколько лет десятки женщин - часто в белой одежде - публично сняли свои головные платки в видеороликах, которые стали вирусными, используя хэштег #whiteweddesdays .

pixabay.com
pixabay.com

Насрин Сотудех, женщина-адвокат по правам человека, которая представляла интересы многих арестованных женщин, была приговорена в марте 2019 года к 38 с половиной годам тюремного заключения и 148 ударам плетью.

Однако в октябре 2019 года, после многолетней кампании активистов, то же самое духовное руководство, которое наказывало женщин за удаление их головных платков, решило позволить иранским женщинам передать свое гражданство детям, рожденным от иностранных отцов.

Это право, которое более прогрессивные государства на Ближнем Востоке - такие как Ливан Надин Лабаки, где женщины могут носить столько или так мало одежды, как им нравится - не приблизились к принятию, несмотря на постоянное давление.

Идея прогресса в области прав женщин, как правило, меньше касается поверхностных маркеров, таких как, что носит женщина, ее способности выбирать, а также контролировать и делать выбор в отношении других аспектов ее жизни.

В Саудовской Аравии до недавнего времени женщины и девочки должны были иметь разрешение опекуна-мужчины на поездки, вступление в брак или получение высшего образования. В августе были приняты новые законы, направленные на ослабление системы опеки, которая относится к женщинам как к несовершеннолетним.

То же самое саудовское руководство, которое в 2018 году отменило запрет на вождение машин женщинами, заключило в тюрьму некоторых из самых видных женских активисток, которые впервые призвали к этому праву.

Многие женщины по-прежнему находятся в заключении, и их семьи говорят, что они подвергались избиениям, пыткам, сексуальным домогательствам и одиночному заключению. Их предполагаемые преступления включают контакты с международными организациями в ходе их деятельности.

Смысл их содержания под стражей ясен: в Саудовской Аравии права женщин будут предоставляться по воле руководства, а не завоеваны или заработаны с нуля. Женщины не имеют никакого контроля или выбора в этом вопросе. Не просите и не давите, а будьте благодарны за любые дополнительные права, которые предоставляются.

Так как же женщины наиболее эффективно добиваются гендерного равенства? Опыт ряда африканских и арабских государств свидетельствует о некоторых путях революционизации женщинами своего общества.

В 2012 году Джойс Банда стала первой женщиной-президентом Малави, хотя она и не из политической семьи, а Малави, одна из беднейших стран Африки, не имеет женской парламентской квоты.

Продолжение следует......