Найти тему
Good Old Nerpach

Культурные отсылки в Death Stranding

Путешествие Сэма начинается в духе легендарного цикла о "передаче страны" куниюдзури. Как и в японских мифах, где большая часть встреченных обитателей "Срединной земли тростниковых равнин" в итоге соглашается принять новую власть, город за городом, станция за станцией принимают священные узы "мусуби".

Всерьез воюет герой только с хтоническими сущностями, а люди, которых он встречает по пути, по большей части потенциальные союзники. Это тоже ближе к "рисовой" культуре, где взаимодействие ценится больше соперничества. Фоном постоянно звучит тема единства сообщества, связей между людьми, о чем говорил и сам Кодзима.

Образ Фрэджайл - смесь мотивов одновременно Укэмоти-Тоёукэ и Коноханасакуя-химэ. Как и богиня пищи Укэмоти, она снабжает мир продовольствием и вещами, переживает "ритуальную смерть" от руки персонажа, связанного со стихиями, а потом, как Укэмоти в ватараи-синто, одерживает над ним верх.

-2

Параллели с Коноханасакуя ещё более явные, что как раз сочетается с отсылками к Ниниги у Сэма (эта богиня - супруга Ниниги). Коноханасакуя, Дева Цветущих деревьев - персонаж с отчетливо двойственной символикой. Она богиня цветов, особенно сакуры, связанной в японских мифах с хрупкостью (fragile) и мимолетностью жизни.

Но это ещё и разрушительная богиня горы Фудзи и извержений вулканов, японский экспат Камуй-Хучи, Прабабки, айнской богини-прародительницы. От айнского слова huchi и происходит японское название горы, гору почитали ещё дояпонские аборигены, и культ перешёл к японцам. Как и Фрэджайл, одновременно девушка и старуха, айнская богиня очага отвечает за переход между миром духов и людей.

Очень интересный и выразительный образ Хиггса, хотя он и мало раскрыт. Этот персонаж теснее всего связан со стихией и умеет призывать бури и хтонических тварей. В сюжете куниюдзури антагонистами выступают опасные стихийные земные боги. С землетрясениями и бурями, о чем много писал историк Митихиса Хотатэ, особо связаны старейшины земных богов - бунтарь Сусаноо и Онамудзи-Окунинуси. Окунинуси получает сокровища Сусаноо и часть его разрушительной силы после испытания-побега. В более поздних эпизодах видна и его особая связь с потусторонним миром, владыкой которого предстает Сусаноо в цикле Окунинуси.

Гигантский сом Онамадзу.
Гигантский сом Онамадзу.

Постоянно повторяется мотив китов и гигантских рыб. Это отсылки и к призрачным китам бакэ-кудзира из западнояпонских преданий, которые появляются со свитой из призрачных рыб и птиц и приносят несчастье увидевшим их. Гигантский сом Онамадзу, по легендам, вызывал землетрясения. Вокруг выброшенных на берег китов развился культ того самого stranding - появились связанные с этим специальные божества Хётякусин и Ёригами. Кости выброшенных на берег китов хоронили в специальных курганах как посланцев из мира духов и воздвигали над ними тории.

Неоднозначно выглядит мотив крови, с помощью которой Сэм побеждает тварей. До 17 века у крови в синто были в основном негативные коннотации - смерть, ритуальная нечистота, и это вполне сходится с лиминальным статусом героя. Из капель крови бога огня Кагуцути появились на свет грозные божества, связанные со стихийными бедствиями и проклятиями. Однако в эпоху Эдо и далее, в эпоху Мэйдзи, появляется новое восприятие крови как символа преемственности, семейной связи. Кровь объединяет род. Связь противопоставляется смерти.

-4

Пуповина тоже фигурирует во множестве преданий, связанных и с жизнью, и со смертью. Пуповину хранили как оберег и доставали по праздникам, выросший ребенок мог забрать ее с собой, когда уезжал из дома. Матери часто сохраняли пуповины детей и просили положить их в могилу после их смерти, чтобы предъявить Эмма-О. Умерших в родах младенцев хоронили с пуповиной, чтобы те не голодали в мире ином. Потерять сохранённую пуповину означало потерю удачи или даже скорую смерть.

Источник: https://tgmsg.ru/grimbright

Часть первая