Женщины бросают вызов мужской власти.
Классическая арабо-исламская история изобилует примерами женщин, открыто бросающих вызов политической и юридической власти мужчин, тем самым демонстрируя свою личную самостоятельность и субъективность.
Примеры неприятия женщинами мужского политического авторитаризма в андалузском обществе можно найти в анекдотах об Аль-Шильбия, которые жили в течение 12 века.
Из Севильи поступило сообщение о том, что она написала поэтическое письмо на имя правителя Альмохада, в котором она открыто, выразила протест против конфискации имущества во время боя и потребовала его возвращения.
Аль-Шильбия из Лучены, написала поэтическое письмо на имя правителя, в котором она жаловалась на неправильное управление губернатором своей провинции.
Гендерные, любовные и романтические стихи.
Некоторые другие андалузские поэты-женщины демонстрировали индивидуализм и расширение прав и возможностей посредством романтических обменов.
Действительно, одним из наиболее изученных аспектов андалузской литературы является тема любви и романтики, которая традиционно представлена в арабских биографических и антологических трудах в повествовательном формате "Он сказал, она сказала".
Дело Валады Ибн Зайдуна является одним из наиболее известных и широко изученных поэтико-романтических отношений между мужчинами и женщинами в истории арабской.
Это объясняется главным образом тем, что личность Валады, ее социокультурная деятельность и поэзия стали символизировать степень свободы выражения мнений и ассоциации, которой пользуются арабские женщины в мусульманской Испании.
Сатира или полемика полов.
Как показывают стихи Валады и Нажуна, некоторые андалузские женщины используют сатиру, в частности, в качестве средства борьбы с патриархатом в общественной, интеллектуальной сфере.
Способность Валады поэтически защищать свое достоинство и гордость перед лицом позднего предательства Ибн Зайдуна - его флирта с одной из своих служанок - заслужила признание среди литературных критиков и историков, как мужчин, так и женщин, древних и современных.
Хороший пример можно найти в рассказе о встрече Назуна с Абу Бакр аль-Махзуми. Сообщалось, что Нажун однажды присутствовала на собрании, которое проходило в доме визиря Абу Бакр ибн Саида, ее возлюбленного министра.
Собрание было полно высокопоставленных лиц из провинции Гранада, и Аль-Махзуми, слепой поэт из Кордовы, боящийся быть печально известным сатириком, был приглашен в качестве специального гостя.
Во время мероприятия Аль-Махзуми, как сообщается, процитировал некоторые поэтические строки, в которых он охарактеризовал великолепный дом хозяина как рай.
На эти строки визирь обратил внимание:
"До сих пор путь в (этот рай) возможен только через уши".
Хотя визирь мог неявно спровоцировать ярость Аль-Махзуми, зная, что последний слеп и поэтому может слышать только о красоте Гранады как рая на земле, ответ поэта был более оскорбительным.
Несмотря на традиционную гендерно-текстовую политику историографии литературы, герменевтики и эпистемологии, арабские мужчины-авторы классического периода все еще заслуживают некоторой похвалы.
Поэтому авторы данной статьи разделяют осторожность Майсами, когда она заметила:
"То, что остроумие и красноречие женщин часто отмечают [в мужских литературных исторических источниках], должно заставить нас задуматься".
Майсами утверждала далее:
Если мы согласимся с тем, что авторы мужского пола не способны честно и сочувственно представлять женщин, нам придется выбросить большую часть мировой литературы, древней и современной, просто потому, что она была написана или записана мужчинами.
Тем не менее, как показано выше, поэзия и анекдоты об андалузских женщинах представляют собой два направления одновременно: социальное и интеллектуальное равенство женщин и их роль в культурной среде, где доминируют мужчины, и границы средневекового арабского феминизма, для которого андалузские женщины были, вероятно, лидерами.
Таким образом, в данной статье делается вывод, что большая часть андалузской женской поэзии палимпсестична - имитируя доминирующий патриархальный идеал и одновременно подрывая его - как и некоторые произведения их англоамериканских сестер XIX и начала XX веков и их арабских сестер древних и современных времен.