Найти в Дзене
РИА Воронеж

От убийства до суицида. Как расследовали загадочную гибель солдата из богучарской «части смерти»

Оглавление

Психологическая экспертиза ответила на многие вопросы, которые оставались в деле о гибели 19-летнего солдата Степана Цымбала из Краснодарского края. Парня из злополучной богучарской части нашли со связанными руками и пакетом на голове на полигоне Погоново 10 февраля 2019 года. Сначала возбудили дело об убийстве, потом следователи пришли к выводу, что парень лишил себя жизни сам. Эксперты считают, что к такому исходу солдата подтолкнуло поведение командира, который выместил на подчиненном злость из-за пропажи двух ящиков водки из своего автомобиля Audi.

Годен к службе 

После трагедии в Забайкалье, где рядовой застрелил восемь сослуживцев, министр обороны Сергей Шойгу пришел к выводу, что нужно тщательнее проводить психологическую экспертизу перед армией. Чтобы в войска не попадали люди со склонностью к агрессивным методам решения конфликта или суицидальными наклонностями. 

В случае со Степаном Цымбалом психологи были единодушны. И на призывном пункте, и в части специалисты утверждали, что парень годен к службе с оружием, психических заболеваний или суицидальных склонностей у него нет. 

— Низкая вероятность нервно-психических срывов, адекватная самооценка и оценка окружающей действительности. Отсутствие суицидального риска. Низкий уровень агрессивности, выраженное адаптивное поведение. Согласовывает свое поведение с другими. Склонен к компромиссному решению проблем, бесконфликтен, — заключили психологи. 

Правда, специалисты отметили, что у военнослужащего недостаточно сформированы стратегии поведения в сложной ситуации. Степан Цымбал неустойчив к стрессам и избегает открытой конфронтации с другими людьми, неспособен к жесткому противостоянию. Но для армии это было некритично. Никто не подозревал, что в будущем бойцу придется пережить конфликт с командиром, который произойдет не по вине Степана. 

«Армия — не курорт»

-2

Тихий и домашний молодой человек в армии неплохо адаптировался. До службы Степан окончил кулинарный колледж, но пойти в повара отказался и выбрал более легкую подсобную работу. Судя по допросам сослуживцев и командиров, все окружающие отмечали необыкновенную исполнительность солдата. Товарищи говорили, что Цымбал был невероятно «услужливым»: его можно было попросить о любой помощи, он никому не отказывал. 

Хорошо относились к покладистому солдату не только командиры, но и сослуживцы. Несмотря на тихий и скромный характер, Степан стал своим среди солдат. Парень был молчалив, часто сидел в телефоне и предпочитал находиться один. Однако вскоре у военнослужащего появились товарищи в части. 

Один из приятелей солдата на допросе рассказывал: Степан говорил, что до призыва был слишком робким и пошел в армию, чтобы измениться. Во время службы понял, что многого не знает в жизни, хочет вернуться на гражданку и работать. 

Степан регулярно созванивался с родными, но на службу не жаловался. Отчиму говорил, что «в армии тяжело и тут не курорт», но его все устраивает. 

Поиски водки

-3

Размеренную службу Степана прервала встреча с капитаном Прониным (фамилия изменена). По словам свидетелей, вместе с другим офицером, Голубевым (фамилия изменена), он выпивал накануне вечером, 9 февраля. Начальники подозвали Степана и спросили, не хочет ли он остаться на контракт, но тот отказался. После этого солдата отправили к машине Пронина, чтобы он принес водку. Во время застолья военнослужащие подрались: командир Цымбала заявил своему приятелю, что тот «по жизни никто и ничего из себя не представляет». После легкой потасовки офицеры разошлись. 

Утром 10 февраля Пронин продолжил выпивать, подчиненные видели его с пивом в руках. Около 15.00 офицер заметил, что багажник его Audi открыт, а водки нет на месте. Капитан нашел в палатке спящего Цымбала, который отдыхал в положенное время, и три-четыре раза ударил кулаком, чтобы разбудить его. По приказу офицера Степан собрал всех поваров. Капитан приказал остаться рядовым, которые вечером носили ему спиртное. Из палатки вышли все, кроме Степана и еще одного солдата. Офицер потребовал найти водку до 22.00 того же дня и сказал, что если к вечеру алкоголь не найдется, то военнослужащим лучше «уйти в самоход». 

Сослуживцы рассказывали, что на Степана эта ситуация произвела большое впечатление. Таким взволнованным и потерянным его еще не видели. Парень бегал по полигону и пытался найти водку. Степан осмотрел соседние палатки и даже сходил на соседний пункт питания, но его усилия ни к чему не привели. Второй рядовой даже не прикладывал к поискам усилий и успокаивал товарища. 

-4

По показаниям военнослужащих, отчаявшись, Степан Цымбал предложил командиру заплатить деньги за пропавшие ящики с водкой. Начальник грубо выругался и отказался. 

Как рассказал адвокат семьи погибшего Сергей Локтев, психологи пришли к выводу, что между поведением командира и гибелью солдата есть связь. Специалисты считают, что эта ситуация могла вызвать у Цымбала чувство страха и безысходности. Конфликт с офицером произвел большое впечатление на ответственного, исполнительного и замкнутого парня. Специалисты сделали вывод, что сложившаяся ситуация могла подтолкнуть его к суициду. По заключению экспертов, никаких психических заболеваний у Степана не было. 

Солдата нашли со связанными скотчем руками и пакетом на голове в палатке для мытья посуды около 19.30 того же дня. Сослуживцы пытались откачать Степана Цымбала, но безуспешно. Позже вскрытие показало, что к тому моменту он был мертв уже десять минут. Когда тело Степана нашли в палатке, капитан Пронин опять пил водку с сослуживцами. По словам очевидцев, он был напуган случившимся и явно не ожидал такого исхода событий. 

-5

На допросах капитан Пронин не отрицал, что бил солдата и требовал найти водку. Офицер вполне обыденно рассказывал о неуставных отношениях, которые сложились в части, и спиртном на военном полигоне. Свое участие в этой истории командир не отрицал. Видимо, для него подобная ситуация была абсолютно рядовой, офицер не ждал, что солдату она может показаться безвыходной и страшной. 

Следователи возбудили уголовное дело об убийстве (ч. 1 ст. 105 УК РФ). Когда стало известно о поведении командира, появилось второе уголовное дело по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Чтобы разобраться во всех обстоятельствах гибели рядового, следователи назначили дополнительную ситуационную судебную экспертизу. Специалисты пришли к выводу, что ничто не мешало военнослужащему сорвать пакет с головы руками: запястья были закреплены слабо, никаких травм у молодого человека не было. Эксперты настаивают, что Степан Цымбал действовал в одиночку и без чьей-либо помощи. На вещах бойца и пакете с головы не нашли биологических следов других людей.