Российский сериал «Диверсант» был снят по мотивам романа Анатолия Азольского в 2004 году. Премьера сериала состоялась в сентябре 2004 года по Первому каналу.
В чём успех сериала «Диверсант»?
Фильм был благосклонно принят зрителями, и несмотря на критику, даже был номинирована в 2005 году на телевизионную премию «ТЭФИ» и «Золотой орёл», как лучший мини-сериал, а исполнитель роли Колтыгина Владислав Галкин — как исполнитель «лучшей мужской роли на телевидении». Первую часть снимал режиссёр Андрей Малюков.
На волне зрительского успеха, съёмки решили продолжить, и режиссёр Игорь Зайцев снял в 2007 году вторую часть под названием «Диверсант. Конец войны». Вторая часть по зрительским симпатиям превзошла даже первую. В чём же секрет успеха сериала? Ведь в нём явно чувствуется фальшь, и на качестве сказывается отсутствие грамотных консультантов.
Кончено, фильм снят на военную тематику. И уже это хорошо, поскольку после развала СССР в нашей стране практически никто не занимается военно-патриотическим воспитанием молодёжи, а если занимается, то это капля в море.. Уже потерялась та приемственность поколений, которая была в советские годы. Иначе не стоял бы в ноябре 2017 в Бундестаге русский мальчик Коля, и не посыпал голову пеплом, рассказывая о несчастных страдающих немецких солдатах, непонятно каким образом оказавшихся под Сталинградом, и, якобы, не хотевших воевать...
Российское кино, затрагивающее военную тематику, явно хромает и уступает кино советскому. Фильмы и телевизионные сериалы, в том числе и «Диверсант» снимаются, как хороший американский боевик. В нём есть чёткое разделение на «плохих» и «хороших», «чужих» и «своих», «героев» и «злодеев». Боевые операции диверсантов сняты очень специфически, рассчитаны скорее на зрелищность, на массового зрителя, а не на отражение исторических реалий. Например, форма, в которую одеты диверсанты, больше напоминает форму современного спецназа, а не военное обмундирование советских солдат 1940-х годов.
В первой части «Диверсанта» сюжетная линия вообще склеена из отдельных фрагментов, и как говорят критики, напоминает фильм «В августе 44-ого». Но там сюжетная линия развивается логически, история держит зрителя в напряжении до самого финала. В первой части «Диверсант» - сериал, представляющий просто отдельные истории из жизни разведчиков. Да и сами разведчики во второй части «Диверсант. Конец войны» напоминают бойцов, находящихся на отдыхе с утроенным бытом и регулярным питанием в горах Крыма.
Что же касается отдельных сцен, то без иронии смотреть их невозможно. Представьте себе, группа диверсантов из трёх человек попадает на хорошо охраняемый военный аэродром, молотит больше сотни вооружённых солдат, угоняет вражеский самолёт, да ещё и уводит из под носа фашистов ценного учёного. Немцы из зенитки, пытаясь сбить самолёт, конечно, попадают всё время мимо. Зато наш разведчик с набравшего уже приличную высоту самолёта стреляет из оружия, напоминающего огнемёт, в лежащий на земле фугас и, конечно же, попадает в него. А затем, взрыв от фугаса добивает оставшихся на аэродроме фашистов, тех, кто каким-то чудом успели уцелеть от бешеного натиска трёх советских диверсантов.
Зритель в восторге. Ведь, в сериале есть и сцены от хорошего боевика, рассчитанные на мужскую аудиторию, и личные взаимоотношения героев друг с другом и женщинами, что по душе зрительницам. И как не удивительно, но именно такая лихая отвага и доблесть наших героев, по душе зрителю. Сегодня ему явно не хватает героев, с которых можно было бы брать пример, которые смогут воодушевить. Народ явно устал от чернухи и пошлости.
И не важно, что простой человек, даже со специальной подготовкой не может одолеть сотню вооружённых солдат. Он тонет в воде, и горит в огне, он не может прыгнуть с высоты 20 метров и не убиться, он не ловит зубами пули. Пока наши диверсанты хлещут самогон и страдают — они обычные люди, но как только дело доходит до военных сцен, то они вдруг превращаются в болубогов, наделённых нечеловеческой силой и бессмертием. Они легко втроём могут положить сотню-другую фрицев, вооружённых до зубов, и выйти из боя без единой царапины.
А что говорят эксперты:
Михаил Болтунов, военный писатель-историк:
«Зрители, особенно юные, молодые, теряют чувство реальности. Воспитывается железная вера, что диверсанты, спецназовцы и подобные им могут все. Нет, не в кино - в жизни. И от бойцов ждут чуда...
Кто-то может возразить: «Да это же кино!» Должно быть интересно, напряжённо, чтоб дух захватывало. А разве у вас не захватывало дух, когда Мюллер «по-дружески» беседует в камере гестапо со Штирлицем? Вроде ничего не происходит: ну беседуют и беседуют. А как стучит зрительское сердце! А вот стучит ли оно, когда, например, разведчица Анастасия Заворотнюк сигает с парашютом с крыши небоскреба в «Коде Апокалипсиса»? Вряд ли. Насмотрелись этих сигающих, с души воротит.
История наших разведывательно-диверсионных служб во время Великой Отечественной хранит удивительные сюжеты, только ставьте фильмы. Голливуд рыдать будет от зависти. Вот та же группа Колтыгина. Как она действовала без радиста? В кино, конечно, можно, а в жизни - нет. На 5 - 7 разведчиков всегда был радист. Чаще всего не мужчина, а женщина, молоденькая девушка. Радист - это золото группы. Его (её) берегли как зеницу ока. Ведь без связи даже самая ценная информация превращается в ничто.
Радистка Вологодская, маленькая, худенькая девчонка, с виду ребёнок, устроила «рабочее место» в собачьей конуре и оттуда передавала радиограммы под носом у фашистов. Вот такие диверсанты были в нашей военной истории. О них можно снимать фильмы, ничего не выдумывая.»
Пётр Галкин, бывший офицер контрразведки:
«Правду войны лучше всего знают только те, кто был на ней, кто воевал разведчиком или диверсантом, танкистом или летчиком. Когда же не нюхавшие пороха сценаристы садятся в кружок где-нибудь на подмосковной даче и под пивко начинают «строгать боевик», покруче заворачивая сюжет, тут и получается в итоге на экране глупость.
...Абсурдные выдумки и натяжки портят фильм. Я был поражён, как вольно себя ведет пленённый генерал Калязин с группенфюрером СС! Как он фантастически быстро умудрился установить связь с Центром в провинциальном городишке. Ещё один ляп: никогда немцы не возили пленных генералов разведки с такой хлипкой охраной и тем более не держали их в провинциальных городках, которые в любой момент могла отбить Красная Армия. Пленный генерал (тем более разведчик!) - это же ценнейший «язык», золотой кладезь информации. И если бы такое действительно было на войне, то, бьюсь об заклад, «товарищ Калязин» был бы немедленно этапирован в Берлин...
Специалисты наверняка обратят внимание на то, из какого оружия стреляют наши диверсанты, освобождая «товарища Калязина». Прицельная дальность пистолета-пулемета МР-40 (калибр - 9 мм, под патрон от парабеллума) - всего около 50 - 60 м, а младший лейтенант Бобриков шпарит из него по немцам минимум со 100 метров. Для острастки, что ли?
Или вот ещё момент: вы можете себе представить, чтобы генерал Красной Армии говорил полковнику фразу типа: «Ты знаешь нашего Сосо?» За такие слова можно было сразу получить 10 лет «без права переписки».
А будет ли продолжение?
Да, в 2020 году. Как утверждает исполнитель роли Бобрикова Кирилл Плетнёв, съёмки четырёхсерийного сериала стартовали. Режиссёром на это раз будет Дмитрий Иосифов, бывший мальчик Буратино, а ныне — успешный российский режиссёр, снявший два сезона сериала «Екатерина» с Мариной Александровой в главной роли.
В фильме будут сниматься Алексей Бардуков и Кирилл Плетнёв.Будет ли в фильме Калтыгин — неизвестно. После смерти Владислава Галкина, которого трудно заменить, вероятно, его героя совсем уберут из картины. Он погибнет доблестно, где-то на просторах Аргентины, в месте службы группы диверсантов в последней части.
Все подробности сюжета держатся в строжайшей тайне. Учтут ли прошлые ошибки создатели третьей части. Скоро мы узнаем об этом...
Не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить самое интересное. Комментарии и мнения приветствуются!