Продолжаем колесить по норвежским просторам на самодельном автодоме! Вот уже и месяц в дороге прошел, а я все еще удалялся от дома! В этом выпуске хайкинг в горы, поездки по Лофотенским островам и даже посещение настоящего норвежского подписчика прямо на островах. Погнали!
В прошлой части, после долгих скитаний по Лофотенским островам я нашел стоянку на поляне на полуострове Nappsholmen. Вообще я удивлен что у него есть собственное название, с территорией 50х100 метров на которой нет ровным счетом ничего. Но Норвежцы любят назвать каждый кусочек земли, так что да. Я ночевал на полуострове, на котором утром, кроме меня не было больше ничего и никого. С этого и начался мой день.
День 30 — в который я наконец дорвался до хайкинга
Проснувшись утром и оглядевшись вокруг понял, что мое место стоянки не отличается разнообразием развлечений. Трава, камни… вот и весь набор. Решил, что настало время для настоящего хайкинга, а то уже засиделся в доме, пора покорять хоть и небольшие, но горы. Тем более подходящее место было совсем неподалеку. Так что быстро позавтракал, собрался и проехав аж целых минут 10 оказался на нужном месте у горы Offersøykammen.
По ней проложен хайкинг маршрут до самой вершины, который считается довольно легким по местным меркам. То что нужно для начала. Приготовив с собой горячий чай и бутерброды для себя и воду с кормом для Фрая отправился в путь.
Восхождение на эту гору начинается с нулевой отметки у самой воды. А вершина находится на отметке около 435 метров. Что бы достичь этой вершины нужно пройти около километра, поднимаясь на один метр вверх за каждые два метра пути. Сначала подьем был легок и приятен, среди деревьев и холмов. Прямо как прогулка по парку.
Но вторая половина пути оказалась уже вовсе не шуткой. С каждым шагом гора становится круче, деревья пропадают и приходится бороться с ветром и холодом, приближаясь к вершине.
Если первую половину я легко «пролетел» за полчаса, то на вторую мне понадобился час с передышками. Фрай в это время издевательски бегал кругами вокруг меня вверх и вниз, удивляясь чего это я так запыхался, ведь это так весело и легко — преодолевать километры вприпрыжку.
Каждый раз, преодолевая очередную «вершину» оказывалось, что за ней есть место еще выше, а потом выглядывала новая цель и еще и еще. Но наконец очередной пик оказался последним и я вышел на самую вершину горы с фантастическим обзором во все стороны.
Сразу забылась усталость и тяжесть. Это был просто эстетический экстаз — я беспрерывно крутил головой в разные стороны, никак не в силах решить, на какой же вид хочется смотреть больше. Чуть не закружилась голова.
Через десяток минут все же пришлось опомниться — шквальный пронизывающий ветер добрался до тела и я осознал насколько же здесь холодно. Хорошо что я был в непродуваемой куртке и хороших ботинках, но все же температура была совсем не дружелюбная, а ветер вышибал слезы из глаз и срывал капюшон, стоило только повернуться в его сторону.
Пару слов про красный ящик на вершине. Такие есть почти на любой горе или даже просто пешеходном маршруте. В нем лежит ручка и журнал путешественника, куда можно вписать свое имя, дату и время посещения этого места. Сейчас это больше традиция, а раньше, во времена без телефонов такие записи спасали людям жизни. Ведь по ней можно понять в какое время на какой точке был человек и между какими "ящиками" он потерялся. Еще там иногда можно найти воду, спички, бумагу, бинты и пластыри или еще какое-то спасательную мелочевку. Но чаще всего только журнал и ручку. Продолжим.
Стало понятно, что идея попить чай с бутербродами на вершине не такая хорошая, как казалось у подножия горы, где было тепло и комфортно. Думаю если бы я сейчас просто подкинул бутерброд вверх — он бы отправился в увлекательное странствие, как ковер самолет. Чай бы просто не попал из термоса в чашку, распылившись вокруг.
Решил немного спуститься и вернуться вниз по соседнему маршруту, который идет к небольшому озеру, расположившемуся прямо на горе. Там были большие камни, которые должны неплохо защитить меня от ветра.
Мои надежды оправдались — недолгие странствия по мху и камням привели нас к удобному уголку из скал, защищающих от ветра и холода. Фраю насыпал корма и воды, а сам насладился горячим чаем и бутербродами. Одними из тех что ешь и чувствуешь, что заслужил.
Просидев полчаса на камне отправился вниз, день уже подходил к концу, а мне еще нужно было добраться до следующего места ночевки. В итоге весь хайкинг занял около 4 часов. Фрай кайфовал до самого спуска.
Погода все еще была неплохая и я не отказал себе в удовольствии поднять в воздух квадрокоптер и поснимать окрестности горы. Полет правда получился довольно скомканным, т.к. из-за сильного ветра на высоте пришлось серьезно потрудиться, чтобы вернуть дрона обратно. В некоторых местах он просто не мог преодолеть шквальный ветер и приходилось спускаться пониже. Пару красивых кадров все же удалось запечатлеть.
Начало темнеть и теперь уже точно было пора выдвигаться в путь. Тем более путь был не близким — 45км. Это расстояние может показаться смешным, но на островах часть времени нужно потратить чтобы добраться до основной дороги по маленьким тропинкам, а потом снова съехать с трассы и разыскать путь по маленьким дорогам к месту стоянки.
В итоге такая небольшая дорога заняла полтора часа. Результатом стала шикарная природная парковка на траве в окружении сушилок для рыбы, около моря и маленького маяка и островков. К моему счастью сушки для рыбы были пусты, так что к свежему чистому морскому воздуху не примешивался запах воблы. Видимо в конце августа уже не сезон сушки рыбы.
Стоянка была с двумя соседями. Людей из светлого кемпера я так и не увидел, а вот с парой в синем фургончике мы здорово пообщались. Парень с девушкой путешествовали из Франции в старом переделанном фургоне доставки. Внутри все было душевно сделано из дерева и сподручных материалов с некоторыми хитрыми решениями крепления стола и раскладывания кровати. Прикольно открывалась и их задняя дверь — верхняя половина поднималась наверх, а нижняя состояла из двух маленьких дверок и распахивалась в стороны. Никогда не видел ничего подобного. Сказали что такая хитрая конструкция досталась им вместе с фургоном. Может читатели знают для чего она могла быть нужна?
Время подходило в 21 так что оставалось сделать ужин и лечь спать.
День 31 — новые полеты, новая стоянка и новые планы
Утром мои соседи поразъехались довольно рано, а я только начинал свой день, завтракая и думая, чем же займусь сегодня. В первую очередь стало понятно, что пока не идет дождь и не было ветра — самое время запустить квадрокоптер. Вообще я влюбился в эту штуку и старался запускать дрон при первой возможности, желая поскорее повысить свои навыки управления и съемок на этой фантастической машинке.
А поснимать вокруг было что. Вот так например выглядела моя стоянка с высоты птичьего полета.
В основном я снимаю на коптер видео, так что большинство интересных моментов можно посмотреть в ролике на ютубе. Снимать одновременно фото и видео на дроне к сожалению нельзя — только по очереди, а приоритет у меня был именно на видео.
Налетавшись задумался что делать дальше и ответ пришел сам собой. Меня пригласил в гости подписчик из инстраграмма Александр. Он живет на Лофотенских островах и уже помогал мне с местными достопримечательностями и советами где на островах найти телефон. Он предложил встать на стоянку около его дома и провести вечер за общением об автодоме и путешествиях. С демонстрацией моего дома и небольшой консультацией. В обмен мне был предложен доступ к электричеству, душ и все удобства большого дома по необходимости. Судя по Инстаграмму Александр не походил на маньяка-людоеда, так что я согласился. Будет интересно пообщаться с местным жителем и побольше узнать о Норвегии!
Мы договорились встретиться завтра вечером и в итоге нарисовался довольно простой план на день — приехать поближе к назначенному месту встречи, чтобы завтра прибыть без спешки к назначенному времени в гости.
Оставшееся свободное время потратил просто на беготню с собакой по поляне и игры в догонялки. Простые радости, знаете, всегда к месту. И себя и Фрая измотал на полную.
Ближе к вечеру отправился к следующему месту ночевки, что заняло около двух часов. В качестве нового места была выбрана зона отдыха около небольшого городка Sigerfjord на берегу одноименного фьорда.
Городок был миниатюрный, всего на 1000 жителей, однако их зона отдыха была весьма приличная. Несколько столов и крытых беседок. Вместительная парковка на гравии. Большие колодцы с сетками для жарки барбекью. Даже отдельный домик-барбекью (но на замке, ключ от которого в главном здании коммуны). Небольшой кусок песчаного пляжа и даже туалет с двумя просторными кабинками с картинами, нормальными керамическими унитазами и окошками с видом на фьорд! Сразу видно, что старались для себя. Конечно все это было в идеальной чистоте и порядке.
Из валявшегося вокруг можно было обнаружить только… велосипед. Да такой обычный горный велик просто валялся около одной из беседок ни к чему не пристегнутый и никому не нужный. Он так и пролежал там до завтрашнего дня, пока я не уехал.
Вечером осознал, что уже 31 день прошел с тех пор как я выехал и Москвы и направил свой дом на колесах в сторону Норвегии.
Месяц я рассекаю по Европе и до сих пор уезжаю все дальше и дальше от своего города. А ведь я планировал всю поездку уложить в 1 месяц, но задержки на ремонт колес и ГУРа, а так же невысокая скорость передвижения по тяжелым дорогам Норвегии внесли свои коррективы. Хорошо, что коллеги на работе отнеслись с пониманием к изменениям в моих планах и, с учетом того, что вся срочная работа делалась мной удаленно (с ноутбуком через мобильный интернет) не дергали меня без необходимости.
Время было уже довольно позднее, так что поужинав отправился отдыхать и набираться сил для завтрашнего дня.
День 32 — в который я доехал до подписчика Александра
Утром меня встретила прекрасная солнечная погода.
Только выйдя из фургона и увидев солнце и более-менее чистое небо я сразу вернулся за квадрокоптером и отправил его в полет. Все остальные дела подождут эти полчаса, а вот такой погоды уже может и не быть. Полет удался на славу.
Я впервые ощутил, что такое летать на дроне без ветра. Оказалось это так легко и приятно. Просто командуешь ему куда тебе надо, пару минут и он уже пролете километр до нужного места. Кайф.
Благодарить за такой роскошный полет стоило природную особенность данного места. Дело в том что город и фьорд со всех сторон окружены горами, которые защищают его от ветра и холода. Это, конечно не я такой умный, а информационная табличка на моей стоянке. Кроме нее, кстати, около пикниковой парковки расположилось кладбище. Такую особенность я замечал в Норвегии еще не раз. К кладбищам у людей очень спокойное и позитивное отношение. Там нет никаких оградок и цветников — просто ровный газон и памятные плиты. Так что и настроение все это создает довольно нейтральное и спокойное, а не мрачно-удручающее. Около кладбищ много зон для отдыха и пляжей.
Ну а мне было пора отправляться в путь. С Александром мы договорились на встречу около 5 часов, т.к. ему тоже предстояло еще доехать до этого дома, который использовался его семьей как летний и в данный момент там никто не жил.
На дорогу понадобилось около 3 часов (с заправкой), и к 18 я уже припарковался на стоянке у дома.
Семейным дом Александра был расположен в очень живописном месте с открытым видом прямо на фьорд и соседние острова. В таком домике я пожил бы пару месяцев с удовольствием. Думаю зимой в нем тоже приятно проводить время. С большими окнами и теплым камином.
Сначала, как и обещал, я устроил Александру экскурсию по своему дому и показал как что устроено в общих чертах, отвечая на его вопросы. Оказалось, что Александр тоже подумывает о покупке фургона и переделке его в автомобиль для путешествий по Норвегии и не только. Так что встреча со мной несла для него очень конкретный интерес.
Дальше мы погуляли по его семейному дому, и тут уже он показал мне всякие интересные штуки (типа подарочного именного ружья и наград его деду из норвежских спецслужб). Дом двухэтажный и в целом похож на наши загородные дома из дерева, только с непривычно большим количеством размером окон.
Так же можно заметить, что на окнах совсем нету никаких штор. Единственное что есть — это роль-штора сверху, которой окно можно прикрыть от слишком яркого солнца. Вообще в Норвегии это нормальная практика — проезжая через деревни, особенно вечером, я постоянно видел норвежские семьи занятые своими делами дома, не прячущиеся за шторами. При том, что в Норвегии очень часто дома стоят почти впритык к основным трассам страны. Люди ужинали, смотрели телевизор или просто болтали у камина. Для меня это конечно было очень непривычно, но даже как-то повиляло и я сам начал чаще оставлять шторы в автодоме открытыми, обнаружив, что это весьма прикольное ощущение, первым делом открыв глаза утром увидеть фьорд за окном.
Но вернемся к нашему Норвежцу Александру. Он оказался очень скромным, образованным человеком и мы с удовольствием проболтали с ним до позднего вечера.
Я не вспомню даже половины из той массы тем, которые мы обсудили, но из того что мне запомнилось, это например работа Александра — грузчиком на молочном заводе недалеко от Осло с зарплатой… 4 500 евро/месяц. Оказалось, что физическая работа в Норвегии очень хорошо оплачивается и часто грузчики, строители и работники заводов получают больше, чем менеджеры и продавцы. Этакая наценка за физическую нагрузку. Но в целом зарплаты в Норвегии имеют не такой большой разброс и минимальная зарплата находится в районе 20 евро / час (3 500 евро/месяц). При этом в Норвегии нет официальной «минимальной зарплаты» (кроме некоторых сфер дейстельности), но есть довольно жесткие рекомендации от профсоюзов и объединений рабочих, и работодателям приходится их придерживаться. Вот она оказывается где страна победившего социализма.
При этом нет такого, что рабочий на заводе получает 3 500 евро а менеджмент 35 000. Руководящие должности оплачиваются выше, но не в 10 раз, как принято у нас. Человек на управляющей должности будет получать 6-7 тысяч евро, а генеральный директор 10-15 (если фирма большая и богатая).
Впрочем раскатывать губу на зарплаты не стоит. Во-первых в Норвегии довольно высокий налог (правда он прогрессивный — больше получаете — больше отдаете и часть уходит на пенсию). Например при зарплате 4000 евро придется отдать 25% на налоги, а при зарплате 5000 уже 30%. (Реальные расчеты сложнее, т.к. зависят от семейного положения, возраста и рода деятельности, но смысл вы поняли). Во-вторых цены в магазинах и местах отдыха под стать зарплатам. Поесть в ресторане за 50-80 евро на одного? Легко. Бензин за 1.5-1.7 евро. Кемпинги по 20-30 евро, отели по 100-150 евро. Сходить в магазин на 100 евро и особо ничего не купить. Все это про эту прекрасную страну). Прибавьте сюда не хилые цены на жилье, топливо (одни из самых дорогих в мире) и необходимость отопления своего дома — картина будет уже не такая радужная. Но народ не бедствует и в целом большинство норвежцев живет по нашим мерках «хорошо» или «очень хорошо».
Государство не пытается выжать последние капли из низкооплачиваемых работников, а наоборот добавляет им денег из нефтяного фонда. Богатым же немного закручивают гайки, заставляя делиться со своими рабочими и государством. В целом, за редким исключением, уровень жизни в стране довольно ровный. Даже люди у которых явно есть деньги могут позволить себе пару дорогих машин в коллекционный гараж и дом получше с дорогой техникой. Но не будут выкупать гектары земли и строить коттеджи на тысячи метров. Их дорогой дом будет стоять просто в хорошем месте рядом с другими домами, цены которых могут быть в 10 раз ниже. Без всяких заборов и охраны.
(информация может быть субъективной и не абсолютно точной, т.к. основана на личных впечатлениях, беседах с местными жителями и поверхностному изучению информации в интернете. Если у вас есть чем дополнить эти сведения — буду рад узнать больше в комментариях, спасибо)
Ну хватит о социальном и финансовом устройстве, что-то мы ушли в сторону от путешествий и автомобилей.
Пообщавшись с Александром около 5 часов мы просто начали засыпать на ходу, уже с трудом фокусируя взгляд и мысли. Стало понятно, что явно пора расходиться. Даже отменили задуманный ужин, вот что значит встретить интересного собеседника. Все на что хватило сил в оставшийся вечер — это сделать чай с бутербродами, сходить в настоящий горячий душ в доме Александра и подключить внешнее электричество к своему автодому.
Пару слов об этом. За возможность подключения внешнего питания в моем доме стоит благодарить умный инвертор. Кроме того что он может выдавать 3кВт электроэнергии, преобразуя 12В в 220В (с чистым синусом) в нем еще есть и функция подключения к внешнему питанию. И в этом случае он не только пропускает через себя электричество 220В по дому, переставая вырабатывать его из АКБ, но и автоматически начинает заряжать мои 12В аккумуляторы весьма внушительным током в 30-70А (тип батарей причем можно выбрать в настройках). И все это происходит без участия человека. Сам определяет есть ли внешнее напряжение, сам переключается, сам заряжает многоступенчатым зарядным устройством. Ну просто чудо. Долгих лет ему жизни )
Внешней розетки для подключения правда у меня нет, так что пришлось прокинуть провод просто через приоткрытое окошко. Но для тестового первого подключения меня это вполне устроило. Утром все мои батареи были заряжены на 100%, а я мог пользоваться плитой и водонагревателем сколько хотел от провода во дворе.
После чая и раскладывания кровати (которую я убирал, чтобы показать Александру технические отсеки дома) завалился спать. Утром договорились проснуться часов в 11-12 и позавтракать, продолжив беседу. Еще что-нибудь расскажу из нее в следующей части. Например о том, что бывшая девушка Александра была из Сочи )
Как и обещал в конце видео, повествующее и показывающее события этих дней
Увидимся в следующей части!