Выход на пенсию представляет собой важное жизненное событие, знаменующее переход к новому этапу жизни с определенными проблемами и возможностями.
Выход на пенсию может изменить повседневную жизнь, поскольку работа как доминирующая роль в жизни ушла, а свободное время в избытке.
Недавние обзоры литературы показывают, что переход на пенсию может иметь как положительный, так и отрицательный эффект, но в основном он связан с непрерывностью благополучия и психологического здоровья.
Тем не менее, многие исследования показывают краткосрочный прирост благосостояния в первые годы после выхода на пенсию.
Долгосрочные последствия выхода на пенсию еще недостаточно изучены, поскольку трудно отделить последствия выхода на пенсию от нормативных или ненормативных возрастных изменений.
Если рассматривать взаимосвязь между удовлетворением потребностей и благосостоянием как динамику на протяжении всей жизни, можно предположить, что благосостояние может измениться во время пенсионного перехода, когда начнется новый этап жизни с новыми проблемами и возможностями.
Исследования потребностей благополучия
Поскольку предыдущие исследования в этой области недостаточны, трудно выдвинуть конкретные гипотезы. В недавнем исследовании, посвященном пенсионным корректировкам, удовлетворение всех потребностей способствовало благополучию выборки пенсионеров.
Относительный вклад удовлетворения конкретных потребностей может измениться после выхода на пенсию в зависимости от индивидуальных ожиданий/задач развития при выходе на пенсию и от того, может ли потребность быть удовлетворена при выходе на пенсию.
Два исследования по ассоциации благополучия и автономии были опубликованы в базе данных HEARTS. Данные показали, что более высокая автономия в исходном состоянии связана с более высоким уровнем благосостояния, независимо от пенсионного статуса.
Базовая автономия предсказывала изменения в благосостоянии только тех, кто полностью ушел на пенсию, а не тех, кто вышел на пенсию, продолжал работать и только частично ушел на пенсию.
В этом же исследовании было обнаружено, что автономия сравнительно связана с уровнем и изменениями в удовлетворенности жизнью как людей, продолжающих работать, так и пенсионеров в течение периода обучения.
Удивительно, но автономия была негативно связана с изменениями в благосостоянии в обоих исследованиях. Однако эти выводы были сделаны только на основе базовых показателей автономии, и не исследовались на изменение ассоциации автономии и благосостояния.
Модель пенсионного этапа
Модель пенсионного этапа Atchley (1976) подразумевает, что впервые после выхода на пенсию люди переживают "медовый месяц", когда они получают ранее неизвестную свободу и автономию следовать своим интересам и строить свою жизнь в соответствии со своими собственными планами.
Если такая модель присутствует в общественных и индивидуальных ожиданиях и нормах в отношении выхода на пенсию, то можно предположить, что люди рассчитывают на самостоятельность после выхода на пенсию и считают это более важным для их благополучия, чем в трудовой жизни.
Тот факт, что люди могут конкретно ожидать и пользоваться преимуществами автономии после выхода на пенсию, порождает ожидания того, что удовлетворение потребностей в автономии может более тесно связано с благосостоянием на первом этапе выхода на пенсию. Во многих исследованиях подчеркивается роль социальной поддержки и качества отношений при выходе на пенсию.
Эффект "Dolce vita"
Были получены сообщения о так называемом эффекте "dolce vita" при выходе на пенсию, который указывает на тенденцию к снижению заинтересованности людей в производительности.
Это может идти рука об руку с превращением компетентности в менее важный предиктор благополучия, по крайней мере на первом этапе выхода на пенсию.
Кроме того, может быть сложнее ощутить себя компетентным в повседневной жизни, когда отсутствуют требования к работе. Изменение приоритетов может поэтому быть адаптивным, хотя недавнее исследование не нашло поддержки для снижения компетентности при переходе на пенсию.
Однако, если компетентность воспринимается как более важная в трудовой жизни, можно ожидать, что связь между компетентностью и благосостоянием после выхода на пенсию ослабнет.
Выход на пенсию может вызвать чувство старости, что, в свою очередь, приведет к возрастанию потребности в родстве согласно теории социоэмоциональной селективности (Carstensen, 2006).
Одним из возможных объяснений может быть то, что в соответствии с эффектом медового месяца, выявленным в ряде исследований, выход на пенсию может восприниматься скорее как период, связанный с возможностями, чем как триггер негативных ожиданий старения.