Январь 1598 года выдался печальным для Москвы. Умирал царь Федор Иоаннович. 7 января испустил дух последний из Рюриковичей. Ирина, жена Федора, осталась на престоле. А на 9-й день после смерти Федора Ирина пожелала удалиться в монастырь для пострига. Что и сделала, постриглась под именем Александра. За сестрой в Новодевичий монастырь отправился и Борис Годунов.
Боярская дума, духовенство, чиновники в растерянности. Тогда (как пишет историк Карамзин) к народу вышел Василий Щелкалов, Государственный дьяк, и обратился к людям присягнуть Боярской думе.
Народ в ответ: «Будем присягать Ирине. Ее хотим видеть царицей». Когда же услышали, что Ирина выбрала не трон, а жизнь монашескую, раздались возгласы: «Бориса на царство».
Тогда собирается делегация из духовенства, боярства, богатых москвичей и отправляется в Новодевичий монастырь. Патриарх обращается к инокине Александре благословить Бориса на престол. А к Годунову – принять царство. Борис Годунов был умным и дальновидным человеком Он понимал, что только московские голоса не обеспечат ему спокойного царствования. Необходима поддержка всей страны. Это придаст видимость законности избрания, и, главное, успокоит земли, далекие от Москвы.
А в это время страной управлял патриарх. Указы писались от имени «царицы Александры».
В Москве же было неспокойно: лихие люди почувствовали волю от безначалия. Еще и крымский хан затеял поход на Москву.
Тогда патриарх созывает Земский собор. Всего собралось 474 выборных человека со всех концов страны. Тут было священство, бояре, купцы, служилые люди, горожане. 17 февраля 1598 года патриарх Иов открыл собор. И от имени москвичей заявил: «Нам, кроме Бориса Федоровича, иного государя никого не искати и не хотети». Собор беспрекословно согласился. 20 февраля патриарх провел молебен о том, чтобы Господь сподобил Бориса Годунова дать согласие на царство. После молебна всем собором отправились в монастырь к Борису.
Годунов снова отказывается. Все в печали. Патриарх назначает новый молебен Пречистой Богородице в Успенском соборе Кремля, а также во всех церквях и монастырях Москвы. А затем приказал идти в Новодевичий монастырь с иконами чудотворными и крестами животворящими. Патриарх же имел тайную договоренность с духовенством об отлучении Годунова от церкви в случае очередного отказа. Кроме того, священники должны снять парадное облачение, переодеться в монашеские рясы и прекратить службы во всех церквях в знак того, что страна опять не обрела царя.
21 февраля к Новодевичьему монастырю отправляется крестный ход. Перед процессией чудотворный образ Пречистой Богородицы Владимирской и другие значимые для православных иконы. Когда подошли к монастырю, вышел навстречу Борис, рядом несли икону Смоленской Богоматери. Поравнявшись с образом Владимирской Богоматери, он падает на землю, плачет и говорит, что Богородица подала ему знак. Патриарх благословляет Бориса со словами: «Богородица возлюбила тебя. Покорись воле Божьей!» Борис молча плакал. «Проливал из очей реки слез» После этого пошел патриарх в Александрову келью, чтобы благословила та брата единокровного. Патриарх отныне величал Бориса: «Богоизбранный царь».
Царь начал свое служение с приказа собирать войско для отпора крымскому хану. Русская рать была собрана под Серпуховом. Прибыв к войску, Борис начал со щедрых подарков воеводам, воинам. Устраивал пиры на серебряной посуде. Вскоре хан прислал своих послов. Богатые подарки получил царь Борис. Хан не пожелал с ним ссориться. Москва встречала Годунова как избавителя.
1 сентября патриарх венчал в Успенском соборе Бориса Годунова на царство. Обещал Богоизбранный царь, что государство будет богатым и процветающим, не будет нищих и обездоленных.
Сел на трон Борис крепко и основательно. Не принял он предложения от московского священства и бояр, а дождался решения Земского собора. Но и тут не обошлось без хитрости. Взял венец по велению Божию. И еще до венчания спас страну от набега злейшего врага – крымского хана. Было Годунову в тот год 47 лет. Высокий, плотного телосложения, широкоплечий, красивый, умный. Всем хорош Борис. Но народ не любил его: погубил он последнего Рюриковича, убил царевича Димитрия. И хоть история темная, но многие в нее верили. Бояре же не смогли смириться с тем, что не из знатного рода происходит русский царь: потомок он Мурзы-Чета. «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты» (Пушкин А. С.) Потомки Рюрика и Гедимина должны прислуживать ему. Обидно им это и унизительно.
Продолжение рассказа о Борисе Годунове в следующей статье.
Серия статей об Иване Грозном, Федоре Иоанновиче, царевиче Димитрии, Борисе Годунове адресованы любителям истории, школьникам, студентам, участникам различных олимпиад по истории России.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки.
Делитесь с друзьями.
Пишите комментарии.