Недавно я писала о запрещённых советских фильмах шестидесятых. Эти картины по идеологическим причинам положили на полку, но зрители их всё-таки увидели, пусть и десятки лет спустя. Для цензоров не имели решающего значения даже мнения авторитетов, не было для них важно и имя (даже уже известное) режиссёра. Сегодня продолжу тему. Любопытно, кстати, что через годы некоторые запрещённые в своё время ленты назвали чуть ли не шедеврами и теперь они входят в золотой фонд отечественного кино.
1. «Комиссар» (1967). Этот фильм загубил карьеру Александра Аскольдова. История о бывшей прачке, которая стала суровым революционным комиссаром, а потом, как-то нежданно забеременев, прибилась к еврейской семье, показалась чиновникам провокационной и искажающей революционные идеалы.
Аскольдова признали профессионально непригодным и подвергли остракизму, а фильм уничтожили.
Правда, осталась единственная копия, то ли у самого Аскольдова, то ли у Сергея Герасимова.
На экране цвет советского кино: Нонна Мордюкова, Раиса Недашковская, Ролан Быков, Василий Шукшин. В небольшой роли Валерий Рыжаков, в активе которого уже есть «Друг мой, Колька!». В 1987 году картину показали во внеконкурсной программе ММКФ, и в следующие несколько лет она собрала уйму призов.
2. «Ангел» (1967). Это был первый фильм теперь уже мэтра Андрея Смирнова, и есть мнение, что «Ангел» - лучший фильм режиссёра. Кстати, Ангел – здесь вовсе не бесплотный дух, а вполне себе живой человек совсем не ангельской натуры. По сюжету в поезде едут несколько человек, случайно пересекшихся. Они попадают в руки банды, которой верховодит главарь Ангел. Очевидно, что такая встреча не будет приятной и дружеской.
Главные роли сыграли Николай Губенко, Георгий Бурков и дебютанты Леонид Кулагин и Людмила Полякова.
Цензура, однако, пришла к выводу, что фильм снят в слишком мутной эстетике (а Смирнов так и задумывал),
герои же чрезмерно натуральны. В прокат картина попала в 1987 году.
Надо сказать, что «Ангел» снимался как часть альманаха к 50-летию революции. В него же должна была войти и следующая лента.
3. «Родина электричества» (1967). Фильм по рассказу Андрея Платона изначально должен был насторожить чиновников, но его снимала Лариса Шепитько, за год до того выпустившая «Крылья». У Ларисы был своеобразный и самобытный стиль, многие считали, что она снимает кино «по-мужски», хотя сама режиссёр не делила кино на мужское и женское. В «Родине электричества» главную роль она отдала не профессионалу, а студенту, будущему врачу, а озвучил его после Сергей Никоненко.
Интересно, что лента смотрится так, будто сняли её в двадцатые, на заре кинематографа, когда, собственно, и происходит действие:
сельские жители, крёстный ход, самогонный аппарат, который вырабатывает электричество, - всё это выглядит так, будто запечатлено хроникой. Не исключено, правда, что такой эффект получился из-за длительного хранения плёнки и последующего восстановления. Лента была снята с полки в 1987 году.
4. «Интервенция» (1968). Эту ленту сложно назвать классической – тема борьбы большевистского подполья раскрыта в жанре музыкальной комедии. Ставить фильм (который, видимо, чиновники видели несколько иначе, чем получилось) доверили Геннадию Полоке, который двумя годами ранее снял прогремевшую «Республику ШКИД».
Главную роль сыграл Владимир Высоцкий, и именно это имя долгие годы подогревало интерес к запрещённой «Интервенции».
В компании с Высоцким снимались Руфина Нифонтова, Ольга Аросева, Валерий Золотухин, Валентин Гафт, Сергей Юрский, Ефим Копелян. Даже Марлен Хуциев принял участие в съёмках в качестве актёра. Тем не менее, подача темы не пришлась по вкусу цензуре, фильм сочли слабым, а режиссёру и вовсе предлагали прервать съёмки на середине, урезав финансирование. Завершённая «Интервенция» сразу же отправилась в архив и вернулась к зрителям в 1987 году.
5. «Урок литературы» (1968). Для меня это один из самых странных запретов в истории советского кино. Картина Алексея Коренева о школьном учителе, который решил всегда говорить правду, была снята по рассказу Виктории Токаревой. Казалось бы, что может криминального быть в таком безобидном сюжете? Однако придирки были: и буржуазная пропаганда тут, и рок-н-ролл, и отсутствие советской морали.
В первом варианте фильм назывался «День без вранья», как и рассказ Токаревой, но название сочли дерзким, поэтому переименовали ленту в «Урок литературы».
Что, впрочем, ситуацию не исправило.
Актёрский состав «Урока литературы» - сплошь уже действовавшие и будущие кинозвёзды: Инна Макарова, Валентина Малявина, Любовь Добржанская, Евгений Стеблов, Евгений Леонов, Леонид Куравлёв, Готлиб Ронинсон. Школьную трагикомедию показали лишь через двадцать лет.
А вы видели какие-нибудь из этих фильмов?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296