Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Запрещённые советские фильмы шестидесятых (часть 2)

Недавно я писала о запрещённых советских фильмах шестидесятых. Эти картины по идеологическим причинам положили на полку, но зрители их всё-таки увидели, пусть и десятки лет спустя. Для цензоров не имели решающего значения даже мнения авторитетов, не было для них важно и имя (даже уже известное) режиссёра. Сегодня продолжу тему. Любопытно, кстати, что через годы некоторые запрещённые в своё время ленты назвали чуть ли не шедеврами и теперь они входят в золотой фонд отечественного кино.

1. «Комиссар» (1967). Этот фильм загубил карьеру Александра Аскольдова. История о бывшей прачке, которая стала суровым революционным комиссаром, а потом, как-то нежданно забеременев, прибилась к еврейской семье, показалась чиновникам провокационной и искажающей революционные идеалы.

Аскольдова признали профессионально непригодным и подвергли остракизму, а фильм уничтожили.

Правда, осталась единственная копия, то ли у самого Аскольдова, то ли у Сергея Герасимова.

На экране цвет советского кино: Нонна Мордюкова, Раиса Недашковская, Ролан Быков, Василий Шукшин. В небольшой роли Валерий Рыжаков, в активе которого уже есть «Друг мой, Колька!». В 1987 году картину показали во внеконкурсной программе ММКФ, и в следующие несколько лет она собрала уйму призов.

Кадр из фильма "Комиссар"
Кадр из фильма "Комиссар"

2. «Ангел» (1967). Это был первый фильм теперь уже мэтра Андрея Смирнова, и есть мнение, что «Ангел» - лучший фильм режиссёра. Кстати, Ангел – здесь вовсе не бесплотный дух, а вполне себе живой человек совсем не ангельской натуры. По сюжету в поезде едут несколько человек, случайно пересекшихся. Они попадают в руки банды, которой верховодит главарь Ангел. Очевидно, что такая встреча не будет приятной и дружеской.

Главные роли сыграли Николай Губенко, Георгий Бурков и дебютанты Леонид Кулагин и Людмила Полякова.

Цензура, однако, пришла к выводу, что фильм снят в слишком мутной эстетике (а Смирнов так и задумывал),

герои же чрезмерно натуральны. В прокат картина попала в 1987 году.

Надо сказать, что «Ангел» снимался как часть альманаха к 50-летию революции. В него же должна была войти и следующая лента.

Кадр из фильма "Ангел"
Кадр из фильма "Ангел"

3. «Родина электричества» (1967). Фильм по рассказу Андрея Платона изначально должен был насторожить чиновников, но его снимала Лариса Шепитько, за год до того выпустившая «Крылья». У Ларисы был своеобразный и самобытный стиль, многие считали, что она снимает кино «по-мужски», хотя сама режиссёр не делила кино на мужское и женское. В «Родине электричества» главную роль она отдала не профессионалу, а студенту, будущему врачу, а озвучил его после Сергей Никоненко.

Интересно, что лента смотрится так, будто сняли её в двадцатые, на заре кинематографа, когда, собственно, и происходит действие:

сельские жители, крёстный ход, самогонный аппарат, который вырабатывает электричество, - всё это выглядит так, будто запечатлено хроникой. Не исключено, правда, что такой эффект получился из-за длительного хранения плёнки и последующего восстановления. Лента была снята с полки в 1987 году.

Кадр из фильма "Родина электричества"
Кадр из фильма "Родина электричества"

4. «Интервенция» (1968). Эту ленту сложно назвать классической – тема борьбы большевистского подполья раскрыта в жанре музыкальной комедии. Ставить фильм (который, видимо, чиновники видели несколько иначе, чем получилось) доверили Геннадию Полоке, который двумя годами ранее снял прогремевшую «Республику ШКИД».

Главную роль сыграл Владимир Высоцкий, и именно это имя долгие годы подогревало интерес к запрещённой «Интервенции».

В компании с Высоцким снимались Руфина Нифонтова, Ольга Аросева, Валерий Золотухин, Валентин Гафт, Сергей Юрский, Ефим Копелян. Даже Марлен Хуциев принял участие в съёмках в качестве актёра. Тем не менее, подача темы не пришлась по вкусу цензуре, фильм сочли слабым, а режиссёру и вовсе предлагали прервать съёмки на середине, урезав финансирование. Завершённая «Интервенция» сразу же отправилась в архив и вернулась к зрителям в 1987 году.

Кадр из фильма "Интервенция"
Кадр из фильма "Интервенция"

5. «Урок литературы» (1968). Для меня это один из самых странных запретов в истории советского кино. Картина Алексея Коренева о школьном учителе, который решил всегда говорить правду, была снята по рассказу Виктории Токаревой. Казалось бы, что может криминального быть в таком безобидном сюжете? Однако придирки были: и буржуазная пропаганда тут, и рок-н-ролл, и отсутствие советской морали.

В первом варианте фильм назывался «День без вранья», как и рассказ Токаревой, но название сочли дерзким, поэтому переименовали ленту в «Урок литературы».

Что, впрочем, ситуацию не исправило.

Актёрский состав «Урока литературы» - сплошь уже действовавшие и будущие кинозвёзды: Инна Макарова, Валентина Малявина, Любовь Добржанская, Евгений Стеблов, Евгений Леонов, Леонид Куравлёв, Готлиб Ронинсон. Школьную трагикомедию показали лишь через двадцать лет.

Кадр из фильма "Урок литературы"
Кадр из фильма "Урок литературы"

А вы видели какие-нибудь из этих фильмов?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-6