А что происходило с космонавтами во время взлетов? К пятидесятым кино выработала свой штамп и на этот счет.
Так взлетали в «Женщине на Луне», так в «Ракете Х-М». В фильме «Место назначения – Луна» астронавтам становится еще тяжелее. В ход идут грим и специальные накладки. Так достигается эффект растягивающихся лиц, и пожалуй максимальное давление при взлете пережили герои «Покорение космоса».
Не выдерживая проверки реальностью, подобные эффекты постепенно ушли из кино.
А в шестидесятые человек наконец-то взаправду оказался и на околоземной орбите и на Луне. Мода на космическую тему охватила мир.
Спустя два года после полета Гагарина, в Чехословакии вышел фильм «Икар 1», который был снят по произведению Магелланово облако. В этом фильме команда корабля отправляется на поиски жизни на других планетах.
Помните, мы говорили о том, как узость кадра в Путешествии на Марс очень ярко показано, что длительные полеты в космос негативно влияют на психическое и физическое здоровье человека? В «Икаре 1» этот мотив получает новое визуальное воплощение. Сложные мизансцены движения камеры и актеров, широкоугольные линзы, искривляющее пространство, декорации с ритмическими световыми элементами - все вместе это создает футуристичную, напряженную сводящую с ума атмосферу межгалактического полета.
Вынужденную опосредованность отношений человека с космосом Палак передает с помощью приема «экран внутри экрана». Общаясь с близкими, оставшимися на Земле герои видят их на огромном, словно в кинозале, экране. Они часто наблюдают друг за другом с помощью камер, расположенных в комнатах и коридорах корабля или прикрепленных к скафандрам.
Так в «Икаре 1» само существование кинематографа становится отражением природы отношений человека с космосом. Ведь с космическим пространством невозможно взаимодействовать напрямую. Не стоит смотреть на солнце, не защищая глаза. Сложно дышать на Луне своими легкими.
Может быть именно это и сводит с ума героев фильма.
Космос в кино становится сложнее и визуально, и содержательно. И уже в конце шестидесятых появился фильм, который многие могли бы назвать лучшим фильмом о космосе.
Стэнли Кубрик стал первым, кто замедлил ритм повествования, он дал нам возможность не бороться и преодолевать, прокладывая путь к звездам. А в безопасной темноте кинозала просто любоваться этими невероятными видами. Теперь нам не нужно верить астронавтам на слово.
Теперь мы сами в кино видим насколько это красиво.
Про космическую одиссею можно долго говорить. Отметим лишь пару моментов, композиция кадров внутри космического корабля вынуждает зрителя, хотя бы на долю секунды потерять ориентацию в пространстве,
Например, когда в одном кадре два персонажа совершенно будничным образом существует на перпендикулярных друг другу плоскостях, и мы вновь вспоминаем, что в космосе теряют актуальность наши привычные ориентиры: верх и низ, право и лево.
Что здесь можно назвать полом? Что потолком? К тому же это напоминает нам о том, что во вселенной существует пространство, где измерения может быть больше, чем наши 4.
В «Космической одиссеи» получает свое развитие инструмент немого кино, интертитр изображение лишается текста, остается только черный фон, добавляется музыка, кинозал погружается в почти полную тьму, давая зрителю возможность хотя бы отдалённо ощутить космическую ночь.