Географическая изоляция, переменные океанографические условия и мелководье полуострова, напоминающее мелководье, простирающееся по относительно узкому широтному коридору, сыграли заметную роль в формировании и развитии региона восточных тропических коралловых рифов Тихого океана.
Подавляющее большинство восточно - тихоокеанских кораллов относится к видам, встречающимся в центральной и южной частях Тихого океана. Ученые признали это фаунистическое сходство и предположили существование генетической связи между центральными островами Тихоокеанской линии и экваториальной восточной частью Тихого океана путем рассеивания личинок через Северо - Экваториальное контр течение (НЭИК).
Некоторые виды являются Восточно - Тихоокеанскими эндемиками, а вдоль Западно - Американского побережья практически отсутствуют виды, обитающие в Карибском бассейне и Западной Атлантике. Сужение и возможное закрытие Центрально - Американского перешейка, 3,5-3,0 млн. лет назад, привело к исчезновению некогда общих трансокеанических видов и вторжению кораллов с запада путем расселения на большие расстояния.
Пять относительно изолированных океанских островных групп - от самых северных островов Ревилладжигодо у побережья Мексики до Галапагосских островов, расположенных вдоль экватора, - также относятся к Восточно - Тихоокеанскому региону коралловых рифов. Живые коралловые сообщества и зарождающееся развитие рифов также проявляются далеко на юге и западе, примерно в 4000 км от Галапагосских островов и прибрежной части Эквадора. Наиболее изолированными коралловыми форпостами ВПТ являются Рапа-Нуи (Пасхальные острова) и Салас-и-Гомес, расположенные в 27° с.ш. и более чем в 1000 км к западу от Чили. Расположение восточно-тихоокеанских коралловых рифов, Калифорнийский залив, Мексика - Эквадор и отдаленные острова Рапа-Нуи (Пасха) и Салас-и-Гомес (Чили).
Регион восточно-тихоокеанских коралловых рифов
Восточно-тихоокеанский регион состоит из отдельных биотических сообществ морских видов, изолированных от Карибского моря сухопутным мостом Центральной Америки. Западно - Американская морская биота также отделена от центральной и западной части Тихого океана широкими водами открытого океана (5000-8000 км), а именно восточно-тихоокеанским барьером или барьером Экмана.
Барьер, который Дарвин считал непроходимым, можно рассматривать как фильтровальный мост, поскольку многочисленные мелководные виды из нескольких основных таксономических кораллов, ракообразные, моллюски, экхинодермы и рыбы пересекали этот глубоководный участок путем рассредоточения личинок или сплавов.
В восточной части Тихоокеанского региона на раннем этапе были выявлены четыре субтропические и тропические биогеографические провинции:
- Провинция Кортес (от среднего до верхнего Калифорнийского залива),
- Мексиканская провинция (от нижнего Калифорнийского залива до Тегуантепекского залива),
- Панамская провинция (Тангола-Тангола, от залива Тегуантепек до Гуаякильского залива)
- Галапагосские острова.
В ходе более недавнего анализа распределения коралловых рифов была признана фауна Восточно - Тихоокеанских островов, причем коралловые сходства отмечаются на атолле Клиппертон, острове Мальперо, острове Пасхи и Табуэране (Фаннинговом атолле) в группе островов Линии.
Существование барьера рассеивания в восточной части океана - давно признанного разрыва в центральной части океана (ПКАФГ) - поддерживается главным образом отсутствием кораллов и связанных с рифами рыб между Танголой (юг Мексики) и заливом Фонсека. Однако сходство недавно открытых коралловых сообществ и рифовых рыб Никарагуа и Сальвадора с центральными мексиканскими прибрежными районами (Мичоакан, Колима) очень велико, что позволяет предположить определенную степень генетической взаимосвязанности.
Зооксантеллатная склерактинская фауна
Крупная трехсторонняя группировка коралловых фаун включает в себя:
- преимущественно экваториальные районы восточной части океана
- океанические острова ВПТ
- центральные и южные районы океана.
Заметное увеличение видового богатства наблюдается с востока на запад, причем в восточно-тихоокеанских населенных пунктах наблюдается обеднение фауны по сравнению с районами потенциального источника к западу от фильтрующего моста Экмана, что является давно признанным явлением. Все рифовые сообщества ВПТ состоят менее чем из 30 видов, в то время как в центральных/южных районах Тихого океана обитает от 44 до 163 видов.
На атолле Пальмира, который пролегает через Северо - Экваториальное контр течение, было зарегистрировано 163 вида кораллов. Северо - Экваториальное встречное течение считается вероятным средством передвижения через фильтровальный мост, а Пальмира является потенциальным местом происхождения богатых видов.
Калифорнийский залив (Мексика)
Самая северная граница зооксантеллатных кораллов находится в верхнем течении Калифорнийского залива протяженностью 1000 км. Кораллы встречаются, как правило, на большей части длины залива, с увеличением видового богатства в более теплых водах на юге.
Кораллы практически отсутствуют на западном побережье полуострова Баха Калифорния из-за южного течения прохладного калифорнийского течения. Анализ распределения, основанный на данных о присутствии, выявил две коралловые фауны в Калифорнийском заливе: одну в северной и одну в южной части залива.
Северная фауна простирается от Пунта Пеньяско (31,3° с.ш.) до Пунта Приета (27° с.ш.) и состоит преимущественно из инкрустированных, моновиальных популяций порита Панаменис. Периодические колонии портретовых свердрупов также присутствуют на скалистых субстратах, а циклозерисные кривые - в более глубоких родолитных сообществах.
Южная фауна простирается от Лорето до Кабо-Сан-Лукаса. Эта фауна более разнообразна и состоит из 20 видов, имеющих близкое родство с тропической материковой Мексикой. По последним оценкам, коралловая фауна залива увеличилась с 16 до 20 видов. Шестнадцать из этих видов относятся к индо-тихоокеанской фауне, три - к Восточно - Тихоокеанской, а один (P. sverdrupi) является эндемическим для залива и материковой Мексики.
Коралловые сообщества и связанная с ними биота залива были классифицированы Рейес-Бонильей и Лопес-Перезом по четырем биотопам:
- изолированные колонии или участки,
- кораллы в сообществах родолитов и других мягких донных средах обитания,
- коралловые сообщества
- коралловые рифы.
Биотопы 1 и 2 встречаются в Северном заливе, коралловые сообщества и коралловые рифы в Южном заливе. Кораллы, преимущественно Porites panamensis, сильно рассеяны в сообществах типа 1, обычно составляют подвижные виды Psammocora, Porites и редко Pavona. Коралловая флора родолитовых сообществ состоит из четырех видов в четырех родах. Этот биотоп предоставляет убежище и трофические ресурсы для разнообразных сообществ не животных беспозвоночных (млекопитающих, моллюсков, ракообразных и иглокожих), рыб и загадочной биоты. Биотопы кораллового сообщества обычно встречаются на мелководьях (10 м) вдоль побережья юго-западного полуострова залива. Преобладающими коралловыми родами в этих сообществах являются Поциллопора и Павона.
Высота отложений может достигать нескольких метров, однако сами по себе каркасные конструкции не очевидны. Особенно сильные коралловые сообщества, например, в Кабо Пульмо и Ла-Пасе, продемонстрировали среднюю величину кораллового покрова 15-20% при наличии 4-6 видов. Как Pocillopora damicornis, так и Pocillopora verrucosa, вносят существенный вклад в развитие этих сообществ. Структурная сложность этих коралловых сообществ предлагает многочисленные убежища, которые значительно увеличивают разнообразие макробеспозвоночных, рыб и загадочной биоты. Кроме того, в этих сообществах обитают метазоновые коралловые симбионты и различные коралловые организмы, вызывающие коралловое биоэродирование.
Брюхоногие и иглокожие широко распространены в заливе и активно охотятся на все виды кораллов. Акантастерские плантации широко распространены, особенно в нижней половине залива, где кораллы многочисленны.