Найти в Дзене

Танк "Тигр". Начало

Оглавление

" Тигр" - самый знаменитый немецкий танк Второй мировой войны. Он бьет все рекорды среди военной техники всех времен и народов. Только в России с момента выхода первой книги о "Тигре" в 1996 году, вышло более 12 книг различного объема о машинах "Тигриного " семейства. В чем же секрет успеха? Почему этот танк, выпущенный в мизерных количествах (по меркам Второй мировой войны), до сих пор держится вверху иерархии боевых машин XX века?

Выдержка из мемуаров немецкого танкиста Отто Кариуса: " Мощь танка в его броне, его подвижности, его вооружении. Похоже все это слилось в воплощении "Тигра". 88-мм орудие достаточно мощное для того, что бы разнести любой (при условии что удар наносится в уязвимые места) вражеский танк в клочья. Лобовая броня "Тигра" могла выдержать несколько снарядных попаданий. Но, при этом мы не могли допустить, что бы удар нам был нанесен с боку, сзади и особенно с верху. И тут требовался расчет и опыт."
-2

Вот, похоже, мы и нашли ответ. На одной чаше весов близкое к оптимальному соединение боевых свойств, а на другой " расчет и опыт". Высокий уровень подготовки немецких танкистов плюс боевые возможности "Тигра" равно дорогая цена за каждый подбитый танк. Но, слава Богу, и "Тигры" были не вечные.

Танки Pz.Kpfw "Тигр" и VI  Pz.Kpfw V "Пантера", подбитые в районе Дрогобыч (Украина)
Танки Pz.Kpfw "Тигр" и VI Pz.Kpfw V "Пантера", подбитые в районе Дрогобыч (Украина)

Часто создание "Тигра" связывают с появлением на Восточном фронте советских танков Т-34 и КВ. Якобы "Тигр" был создан как ответ на них. На самом деле это не так.

  1. Ответом на появление Т-34 и КВ стала немецкая длинноствольная танковая пушка 75-мм KwK 40. Она ставилась на средние танки или САУ и сводило на нет все преимущества орудий Т-34 и КВ (76- мм ) над немецкими машинами.
  2. Задание на разработку "Тигра" было сформировано в Германии в 1937 году. Задолго до появления Т-34 и КВ.
Интересно, что до 1943 года в Вермахте танки подразделялись на классы не в соответствии с массой, а - с калибрами их орудий.

Работы по созданию нового тяжелого танка Panzerkampfwagen VI «Tiger» начались в конце января 1937 года. Их возглавил инженер Эрвин Адерс, которого прозвали "Отец Тигров" или "Тигр-папа".

"Отец тигров" справа в костюме. На танковом заводе проводит "экскурсию".
"Отец тигров" справа в костюме. На танковом заводе проводит "экскурсию".

Две фирмы конкурировали, чтоб в 1942 году показать танк Гитлеру. Кому же он отдал первенство?

Пробные "Тигры" фирмы Henschel
Корпус первой версии 30-ти тонного пробного "Тигра" этой фирмы (DW1) с броней в 50-мм состоял из двух частей. Части соединялись болтами. Причина этого в том, что заводы того времени не могли производить катаные броневые листы большого размера толщиной 50-мм. Гусеницы шириной 300-мм. На танке использовалась индивидуальная торсионная подвеска. Шасси оснащалось 280-сильным двигателем Maybach HL 120. Максимальная скорость движения достигала 35 км/ч.

-5

Вариант второй имел отличия от первого в конструкции коробки передач, стояночного тормоза, гусениц бортовых передач, ведущих колес и подвески. Танк предполагалось вооружить башней от Pz.IV с 75-мм орудием и спаренным пулеметом MG-34.

-6
Но как в первом так и во втором случае (фото один и двавыше) все ограничилось постройкой и испытанием шасси.

"Тигры" фирмы Porsche
В тот же самый момент, параллельно с фирмой Henschel над проектом нового тяжелого танка работала фирма Porsche.
Особенностью поршевских шасси была электромеханическая трансмиссия с двумя двигателями мощностью 210 л.с. Сначала планировали поставить модернизированную башню от Pz.IV, вооруженную короткоствольным 75-мм орудием. Рассматривался и вариант 105- мм орудия L/28.

Протопит танка на испытаниях.
Протопит танка на испытаниях.

Конкуренция обостряется. Испытания "Тигра"
В 1941-1942 годах, обе машины от фирм Henschel и Porsche, проходили испытания.
Которые часто прерывались из-за поломок трансмиссии. В результате испытаний были выданы задания и фирме Henschel с коническим стволом и Porsche с 88-мм орудием.

На машины Порше ( VK 4501 (P)) с 88-мм орудием было установлено два параллельно стоящих V-образных карбюраторных двигателя воздушного охлаждения мощностью 320л.с. каждый. Они с помощью клиноременной передачи приводили во вращение роторы двух генераторов. От последних электроэнергия передавалась на два электромотора, которые вращали ведущие колеса танка. Башня разрабатывалась фирмами Porsche и KRUPP совместно.

Фирма Henschel ( VK 3601(H)) разработала изготовила и вывела на испытание свой образец. С шасси не было проблем, моторно-трансмиссионая группа, и ходовая часть были отработаны на прототипах. Машина весом 36 тонн имела лобовую 100-мм броню, скорость хода 40 км/час. А башни не было. Потому что фирма KRUPP, которая предложила 75-мм орудие с коническим стволом не предупредила, что снаряды к такой пушке требуют вольфрамовый сердечник массой 1 кг. То есть боеприпасы этого орудия съедали весь вольфрамовый лимит Вермахта. Сроки истекали, и на танк ставят башню, как у Порше от VK 4501 (P). Так танк VK 3601(H) обзавелся надгусеничными нишами, массой 45 тонн масса возросла до 45 тонн и стал именоваться в документах VK 4501 (H).

Главное же то, что и на танках Э.Адерса, и на Порше закрепилась знакомое нам орудие 88-мм, разработанное фирмой Friedrich Krupp AG. С использованием качающейся части зенитной пушки 8,8- см Flak 18/36. В танковом варианте орудие получило дульный тормоз и электроспуск, и индекс 8,8-см KwK 36.
Фердинанд Порше в плаще и темной шляпе.
Фердинанд Порше в плаще и темной шляпе.

20 апреля 1942-го обе машины были показаны фюреру. При этом событии (демонстрация машин) состоялось награждение Фердинанда Порше Крестом за военные заслуги 1 класса.

Гитлер около 30 минут осматривал машину Порше, и внимательно слушал рапорта конструкторов. Танку Хеншеля он уделил 5 минут, спросив всего один раз.

Во второй половине дня в присутствии министра вооружения Шпеера прошли скоростные испытания танков. На участке разгона 1000 метров танк Порше развил максимум 50 км/час. Конкурент на участке 850 метров 45 км/час, при этом двигатель Henschel перегрелся настолько что возникла угроза возгорания машины. После охлаждения испытания продолжались.

Альберт Шпеер осматривает трофейный танк в 1942 г.
Альберт Шпеер осматривает трофейный танк в 1942 г.

Главный инженер фирмы Henschel Курт Арнольд, видя как развиваются события, предложил министру Альберту Шпееру провести испытания на маневренность...

Благодарим стендового моделиста Жоровкова Алексея из Томска за статью. Полностью статья у нас на сайте.
Спасибо, что дочитали до конца, продолжение через несколько дней.

Читайте также статью "Танки Вермахта. Серия "Е".

-10

Ярмарка для коллекционеров "Невские Клады".