Подход Макаренко к воспитанию традиционен и прогрессивен одновременно. Он говорит о том, что муж и жена в семье и воспитании детей имеют равные права. Призывает женщин не ограничиваться кухней и ателье, а вести активную общественную жизнь. Мать, как и отец, своим поведением в быту и на работе должна стать образцом для ребенка.
При этом Макаренко отмечает, что равноправие в семье между детьми и родителями недопустимо. Родители семьей руководят, а дети в ней воспитываются. Дети – не друзья и не объект безусловной любви, дети – будущее страны, которое нужно воспитать достойно.
Особое внимание педагог обращает на личность воспитателя, его серьезность и искренность. Родители не обязаны проводить все время с ребенком, но должны знать все о его друзьях, и разумно использовать свободное время для воспитания.
Один из столпов успешного воспитания – РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ.
И тут Антон Семенович описывает целых 8 видов ложного авторитета.
Авторитет подавления.
Авторитет расстояния.
Авторитет чванства.
Авторитет педантизма.
Авторитет резонерства.
Авторитет любви.
!!! «Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители» [стр. 13] !!!
Авторитет доброты.
Авторитет дружбы.
Авторитет подкупа.
Заметьте, некоторые из них современные «педагоги» выдают за ноу-хау и панацею от всех трудностей воспитания.
Истинный авторитет создается всей жизнью и работой родителей. Ребенок должен видеть, что отец и мать несут пользу людям, их уважают окружающие, они не лицемерят, не ленятся, активны не только на работе, но и дома.
Родители должны искренне интересоваться жизнью ребенка, уделять ему активное внимание – это АВТОРИТЕТ ЗНАНИЯ.
Им следует помогать ребенку, но не выполнять работу за него – это АВТОРИТЕТ ПОМОЩИ.
При этом ребенок должен понимать, что родители несут за него ответственность, и стараться не подводить их – это АВТОРИТЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Эти три авторитета должны существовать одновременно. Только в этом случае система работает.
По книге Макаренко А.С. «Воспитание детей в семье и школе» (Чкаловское издательство, 1941 год).