Найти тему
Мир ужасов

"A Stranger is Watching" (Незнакомец наблюдает) (1982)

"A Stranger is Watching" (Незнакомец наблюдает) (1982). Когда Джули было восемь лет, на глазах девочки незнакомец изнасиловал и убил ее мать. Джули видела его лицо, дала достаточно точное описание полицейским, и убийцу вскоре нашли. Знакомьтесь: Рональд Томпсон, первый человек за 28 лет, которого в штате Нью-Йорк приговорили к смертной казни. Его вот-вот ждет электрический стул, и за тем, как он умирает, будут наблюдать, как минимум, двое: это отец Джули – Стивен Питерсон, успешный издатель, и его новая подруга, тележурналистка Шэрон Мартин.

Что касается дочки медиамагната, то она по прошествии трех лет после того страшного инцидента более-менее оправилась от увиденного, да и ее безопасность теперь под полным контролем. Утром девочку отвозит в школу личный водитель, днем он же ее оттуда забирает, кроме того, в доме постоянно находится либо няня, либо мисс Мартин. Но то, что Джули теперь никогда не бывает в одиночестве, не спасает ее от лап еще одного ненормального. Однажды вечером в дом Питерсонов проникает мужчина, чье лицо кажется девочке смутно знакомым, и забирает с собой не только саму Джули, но и Шэрон.

-2

Сначала их ждет старый грязный фургон, а потом – каморка под одной из станций нью-йоркского метрополитена. Похититель требует от Стивена 182 тысячи долларов, ровно ту сумму, которую девочка получила в наследство от покойной матери. Но действительно ли деньги – единственное, чего он хочет? И что насчет Томпсона? Осужденный на смерть утверждает, что невиновен, что Джули приняла его за насильника, хотя настоящий маньяк вышел из дома буквально за несколько минут до прихода Рональда, который работал обыкновенным рассыльным. Совпадений не бывает. И мы очень скоро в этом убедимся.

После нашумевшей «Пятницы 13-ой» Шон Каннингем снял фильм, который имеет достаточно слабое отношение к жанру «хоррор». Маньяк здесь – совсем не Джейсон Вурхис. Обыкновенный человек, преследующий свои, (поначалу) не слишком понятные цели. Нет обнаженки, нет визуального пира жестокости, ни мистики, ни атмосферы – словом, это не «Хрустальное озеро», а простенький триллер. На примере этой ленты любопытно проследить эволюцию одного из самых многообещающих, вернее, многообещавших режиссеров восьмидесятых.

«Пятница 13-е» не была дебютом Шона, но была настоящим прорывом, не только обрела культовый статус, не только стала иконой жанра, но и собрала приличную кассу. А что потом? Немногие помнят об «Инопланетном вторжении» с Брюсом Кэмпбеллом, дешевом, но хорошем телехорроре. Еще была «Глубоководная звезда шесть», парафраз «Левиафана», не самый лучший. И потом все закончилось, почему – вопрос без ответа. Такой яркий старт, и всего тринадцать фильмов за 30 лет, последние из которых – телевизионные ноунеймы.

-3

Но вернемся к «Незнакомцу». Тут Каннингема хвалить не за что. Но и для ругани причин нет. Он подобрал хороший актерский состав, выстроил грамотный сценарий, наполнил фильм саспенсом, а уж насколько бережно обошелся с первоисточником – книгой Мэри Хиггинс Кларк – одному богу известно, поскольку роман я не читал. Хотя, если верить Википедии, то отличие лишь в том, что там вместо девочки Джули фигурировал мальчик Нил.

Козырей – много. Вроде загадки (кто это делает, и почему он делает то, что делает), скорострельного развития событий, приятных локаций. Ничего нового, но если настроиться на нужную волну – глаз не оторвать. Однако и возносить «Незнакомца» на «триллерный» пьедестал нет ни желания, ни поводов, ни смысла. Это качественная, но стандартная даже для ТВ работа, которых было много и в восьмидесятых, и в девяностых. И уж точно не этого ждешь от человека, который стартовал известную франшизу, посвященную похождениям монстра в хоккейной маске. Впрочем, и Ромеро до сих пор остается «режиссером одного фильма»…

6,5/10