"Don’t Open Till Christmas" (Не открывать до рождества) (1984). Поздним вечером на одной из лондонских улиц мужчина, одетый в костюм Санта-Клауса, встречает свою припозднившуюся подружку, и парочка тут же забирается на заднее сидение их машины. Вокруг – никого. Почти никого. Только один человек, буквально задыхающийся в предвкушении двойного убийства. Он обходит «Вольво» со всех сторон, а потом, когда его замечает «дедушка Мороз», к тому времени снявший и накладную бороду, и красную мантию, начинает орудовать ножом. Достается обоим любовникам.
Убийца удаляется во тьму, из которой и явился, оставив после себя два бездыханных трупа. В тот же вечер он в костюме смерти с копьем вместо косы приходит безымянным гостем на вечеринку, где публику должен развлекать еще один Санта. Но как только тот выходит на сцену, тут же умирает – копье проходит через затылок и аккуратно выходит через рот.
За дело берутся два прожженных детектива из Скотланд-Ярда, инспектор Харрис и сержант Пауэлл. По меткому выражению одного из них, «до чертова Рождества осталось всего три убийственных дня». И будьте уверены, тот, кто расправляется с людьми в костюмах Санта-Клаусов, еще не единожды заявит о себе. Так кого же подозревать? Уж явно не Кейт, дочь того старика, который погиб в вышеупомянутом клубе. Но ее приятеля, слизняка Клиффа – почему нет? Он был рядом, когда погиб отец его подружки, и был рядом, когда маньяк напал на девушку в таком же одеянии, оставив ее, впрочем, в живых.
Харрис? Вполне возможно! У детектива явно что-то не в порядке с головой. Или, быть может, это проделки Джайлза, репортера дешевого таблоида, который постоянно названивает Пауэллу и даже однажды является в полицейский участок, где и выясняется, что в бульварной газетенке о таком журналисте и слыхом не слыхивали? Пока копы хотя бы на шаг приблизятся к разгадке, умрут еще многие люди. А ведь искомая разгадка, как водится, - у них под самым носом…
Английский собрат «Тихой ночи, смертельной ночи». Собрат, да не совсем. Если в США убийствами промышлял человек, нарядившийся Сантой, то здесь добрых ангелов Рождества, напротив, убивают, причем не просто убивают, а буквально косят пачками. Я пытался отмечать смерти галочками, но быстро сбился со счета – могу лишь сказать, что до серединной отметки умирают примерно десять «дедушек-морозов». Кто-то от ножа. Кому-то выбивают глаза шипастой перчаткой.
На шею еще одного накидывают удавку, а потом прикладывают лицом о раскаленную уличную печь. Плюс упомянутый выше эпизод с копьем, а также выстрел прямиком в рот, результат которого – живописно дымящиеся мозги в огромной дыре на затылке. Гримом, кстати, заведовал Джузеппе Ферранти, тот же человек, что уродовал лица и тела актеров в «Каннибалах» и «Городе зомби» Умберто Ленци. Дважды в кадре появляется обнаженная девушка, «снегурочка», подрабатывающая на съемках у порно-фотографа.
О том, кто на самом деле убивает, догадаться не так сложно, но радует то, что загадку авторы фильма пытались обставить как в примерном giallo. Да и вообще здесь достаточно много от итальянского кино. Возможно, потому что режиссер Эдмунд Пердом до этого снялся в добром десятке фильмов из страны вина и психопатов в черных перчатках, включая достаточно известные «Клочья» (Pieces)? Но свой дебют он, по всей видимости, провалил. Потому что его быстро удалили со съемок, заменив сначала одним человеком, а потом – когда тот тоже не справился – другим. Сценарий переписывали несколько раз, в этом деле поучаствовал даже Аллан Биркиншоу («Маска красной смерти», «Дом Ашеров», «Лунные убийцы»).
Получилось, как и следовало ожидать, из рук вон плохо – весь фильм представляет собой набор убийств, в ряд которых вклеены малозначащие сцены с малозначащей болтовней. Хватает даже сугубо технических косяков: взгляните на то, как смонтирована и снята сцена знакомства Харриса с Кейт! Отдает сериальщиной, даже любительщиной, от качества диалогов до работы оператора и звукорежиссера. Но именно в минусах кроется один маленький плюс: одним из героев «финальной битвы» будет совершенно второстепенный персонаж. Не слишком привычно. Но почему так случилось – вполне понятно.
Еще один нюанс, который выделяет эту ленту из мощного потока рождественских слэшеров – все Санты представлены извращенцами, пропойцами, а то и вовсе шлюхами! Но итоговое впечатление скорее хорошее, чем плохое! Есть и атмосфера, и обнаженка, и намеки на giallo, а число жертв выходит за все разумные пределы, к тому же маньяк орудует не только ножом. Плюс еще полбалла за сценарий, который исключительно благодаря своей халтурности, оказался неожиданно креативным.
7/10