Найти тему
Мир ужасов

"Don’t Open Till Christmas" (Не открывать до рождества) (1984)

"Don’t Open Till Christmas" (Не открывать до рождества) (1984). Поздним вечером на одной из лондонских улиц мужчина, одетый в костюм Санта-Клауса, встречает свою припозднившуюся подружку, и парочка тут же забирается на заднее сидение их машины. Вокруг – никого. Почти никого. Только один человек, буквально задыхающийся в предвкушении двойного убийства. Он обходит «Вольво» со всех сторон, а потом, когда его замечает «дедушка Мороз», к тому времени снявший и накладную бороду, и красную мантию, начинает орудовать ножом. Достается обоим любовникам.

Убийца удаляется во тьму, из которой и явился, оставив после себя два бездыханных трупа. В тот же вечер он в костюме смерти с копьем вместо косы приходит безымянным гостем на вечеринку, где публику должен развлекать еще один Санта. Но как только тот выходит на сцену, тут же умирает – копье проходит через затылок и аккуратно выходит через рот.

За дело берутся два прожженных детектива из Скотланд-Ярда, инспектор Харрис и сержант Пауэлл. По меткому выражению одного из них, «до чертова Рождества осталось всего три убийственных дня». И будьте уверены, тот, кто расправляется с людьми в костюмах Санта-Клаусов, еще не единожды заявит о себе. Так кого же подозревать? Уж явно не Кейт, дочь того старика, который погиб в вышеупомянутом клубе. Но ее приятеля, слизняка Клиффа – почему нет? Он был рядом, когда погиб отец его подружки, и был рядом, когда маньяк напал на девушку в таком же одеянии, оставив ее, впрочем, в живых.

-2

Харрис? Вполне возможно! У детектива явно что-то не в порядке с головой. Или, быть может, это проделки Джайлза, репортера дешевого таблоида, который постоянно названивает Пауэллу и даже однажды является в полицейский участок, где и выясняется, что в бульварной газетенке о таком журналисте и слыхом не слыхивали? Пока копы хотя бы на шаг приблизятся к разгадке, умрут еще многие люди. А ведь искомая разгадка, как водится, - у них под самым носом…

Английский собрат «Тихой ночи, смертельной ночи». Собрат, да не совсем. Если в США убийствами промышлял человек, нарядившийся Сантой, то здесь добрых ангелов Рождества, напротив, убивают, причем не просто убивают, а буквально косят пачками. Я пытался отмечать смерти галочками, но быстро сбился со счета – могу лишь сказать, что до серединной отметки умирают примерно десять «дедушек-морозов». Кто-то от ножа. Кому-то выбивают глаза шипастой перчаткой.

На шею еще одного накидывают удавку, а потом прикладывают лицом о раскаленную уличную печь. Плюс упомянутый выше эпизод с копьем, а также выстрел прямиком в рот, результат которого – живописно дымящиеся мозги в огромной дыре на затылке. Гримом, кстати, заведовал Джузеппе Ферранти, тот же человек, что уродовал лица и тела актеров в «Каннибалах» и «Городе зомби» Умберто Ленци. Дважды в кадре появляется обнаженная девушка, «снегурочка», подрабатывающая на съемках у порно-фотографа.

-3

О том, кто на самом деле убивает, догадаться не так сложно, но радует то, что загадку авторы фильма пытались обставить как в примерном giallo. Да и вообще здесь достаточно много от итальянского кино. Возможно, потому что режиссер Эдмунд Пердом до этого снялся в добром десятке фильмов из страны вина и психопатов в черных перчатках, включая достаточно известные «Клочья» (Pieces)? Но свой дебют он, по всей видимости, провалил. Потому что его быстро удалили со съемок, заменив сначала одним человеком, а потом – когда тот тоже не справился – другим. Сценарий переписывали несколько раз, в этом деле поучаствовал даже Аллан Биркиншоу («Маска красной смерти», «Дом Ашеров», «Лунные убийцы»).

Получилось, как и следовало ожидать, из рук вон плохо – весь фильм представляет собой набор убийств, в ряд которых вклеены малозначащие сцены с малозначащей болтовней. Хватает даже сугубо технических косяков: взгляните на то, как смонтирована и снята сцена знакомства Харриса с Кейт! Отдает сериальщиной, даже любительщиной, от качества диалогов до работы оператора и звукорежиссера. Но именно в минусах кроется один маленький плюс: одним из героев «финальной битвы» будет совершенно второстепенный персонаж. Не слишком привычно. Но почему так случилось – вполне понятно.

Еще один нюанс, который выделяет эту ленту из мощного потока рождественских слэшеров – все Санты представлены извращенцами, пропойцами, а то и вовсе шлюхами! Но итоговое впечатление скорее хорошее, чем плохое! Есть и атмосфера, и обнаженка, и намеки на giallo, а число жертв выходит за все разумные пределы, к тому же маньяк орудует не только ножом. Плюс еще полбалла за сценарий, который исключительно благодаря своей халтурности, оказался неожиданно креативным.

7/10