Найти в Дзене
Remont1969

Berliet C.B.A. 1913. Ломовая лошадь французской пехоты.

Berliet C.B.A.

Страна: Франция

Производитель: Berliet

Годы производства 1913 - 1932

Кол-во произведенных 40 000/25 000 в армейском варианте

Двигатель 5 320 cm3, 22 л.с.

Масса пустого: 3 580 kg

Максимальная нагрузка 3 500 - 5 000 кг

Размеры: 6100х2100х2950 мм

Колесная формула 4х2

-2
Первая мировая война легко делится на несколько периодов. И та, что называется Война моторов началась не в 1914, и даже не в 1915, а скорее на третьем году боевых действий, а ее апофеозом должен был стать 1919, когда на западном фронте число моторов уже исчислялось десятками тысяч. Но страны Оси сдались и мир так и не увидел массированного применения техники. Может быть и Вторая мировая была бы совершенно другой, если бы немцы, на территорию страны которых не ступала нога вражеского солдата не сдались. Но...
-3

Еще за год до первой мировой войны будущее участники конфликта только готовились к применению автомобильного транспорта в военных целях. В итоге одной из самых готовых оказалась Франция, которая еще в 1911-1914 года уже испытала все основные машины, производство которых было развернуто во время мирового конфликта. Франция первой в мире смогла организовать серийное массовое производство грузовых автомобилей.
-4

История фирмы Берлие началась в 1893 году, когда Мариус Берлие разработал проект своего первого легкового автомобиля, в 1899 он полностью переоборудовал семейную мастерскую, а затем переехал в квартал Монплезир. К 1905 году у Берлие работало 250 человек, собиравших несколько сотен легковых машин в год. Первое грузовое шасси с двигателем мощностью 24 л.с. собрали в 1904 г Но в 1905 году случилось "чуда", вице-президент крупнейшей машиностроительной американской компании АЛКО (ALCO), производителя вагонов и паровозов, Питкинс (Pitkins) подписал контракт на лицензионное производства машин Берлие в США с выплатой единоразовой в полмиллиона долларов, для фирмы Берлие вообще и для рынка в частности сделка была уникальной, Мариус Берлие на эти деньги сразу резко расширил свое производство грузовых автомобилей и. В 1907 году выпустили новый серийный 2-тонный грузовик мощностью 14 л.с., в 1911 г. началось производство классических капотных грузовиков "CAD" и "САК". Особенностью двигателя для модели "САК" были два распределительных вала для отдельного привода впускных и выпускных клапанов, а также компрессионный тормоз-замедлитель. Для выпуска новых машин фирма приобрела участок около Лиона в Вениссьё (Venissieux), на котором впервые во Франции сборку грузовиков перевели на конвейер. В 1913 г. "Берлие М" стал основой для одного из самых известных грузовиков первого периода - 3,5-тонной модели "CAT" с местом водителя над двигателем, который сразу стал поставляться во французскую армию.

-5

Для военных, несмотря на очевидные плюсы в виде меньших размеров и повышенной маневренности, бескапотные грузовики были не лучшим вариантом, в связи с неудобством обслуживания и ремонта двигателей. Вместе с тем уже к 1914 году грузовики Берлие получили репутацию самых крепких и надежных во Франции, что было доказано на многочисленных конкурсах и пробегах, в том числе и в Африке. Выпуск модели "СВА" классической компоновки с 4-цилиндровым мотором серии "Z"(5,3 л, 25 л.с.) с алюминиевыми поршнями, многодисковым сцеплением, 4-ступенчатой коробкой передач в блоке с главной передачей и дифференциалом и шариковыми подшипниками в трансмиссии поставил точку в поисках военными правильного решения - только Берлие и только CBA.

-6

Конструктивно в Berliet C.B.A. не было ничего выдающегося - рамный грузовик с не самым мощным двигателем и цепным приводом на здание колеса. При собственной массе 3580 кг Berliet C.B.A. перевозил 3,5-4,0 т грузов со скоростью 30~35 км/ч. В 1914 году с началом военные фактически приказали прекратила выпускать все другие автомобили кроме военных грузовиков Berliet CBA. Выпускалось несколько модификаций грузоподъёмностью от 2,5-3,5 тонны, тянуть прицеп до 5 тонн и с двигателями мощностью от 25 до 35 л. с. До конца войны было выпущено не менее 25 000, которые поступили на службу во французскую армию, это более 70% всех военных грузовых машин Франции.

-7

К началу Первой мировой Берлие контролировала 65% всего французского производства грузовиков. Кроме грузовиков выпускались снаряды и легкие танки FT17. В 1916 году каждый день выпускалось до 40 грузовиков. Простота конструкции обеспечила низкую цену.

-8

В 1917 году Франция подписалась поставить в Россию 820 грузовых и 475 легковых автомобилей. Военный агент принял у Berliet 400 грузовиков и специализированных машин на их базе, в том числе прожекторов, из них до России дошло только 274. Автомобили прожекторы служили еще долго, в 30-е года их показывали на первомайских парадах в Москве. Для сравнения у Renault приняли все 150 заказанных грузовиков (из них 110 прибыли в Россию, а 40 остались на складах).

-9
 Berliet C.B.A.9 в русской армии.
Berliet C.B.A.9 в русской армии.

-11

Когда осенью 1918 года Великая война закончилась перемирием для все автомобильной промышленности и для фирмы Берлие наступили тяжёлые времена. Военное министерство отказалось выкупать 2000 грущовиков Berliet из последней партии. А в 1920 году французская армия начала массово списывать и продавать свой автотранспорт стало совсем тяжело, производство грузовиков практически остановилось.

!Berliet CBA9. Прожектор Sautier Harlé et Cie
!Berliet CBA9. Прожектор Sautier Harlé et Cie

Источники:

Фотографии на RC-forum.ru в основном взяты у участников: @slava и @alekse, не только имеющих фотографии, но и отлично ориентирующиеся в технике эпохи 1-й мировой

https://www.fondationberliet.org/ressources-documentaires/archive-article-dossier-camion-berliet/marius-berliet-150-ans/berliet-cba-1914/

http://memoires-industrielles.fr/?q=doc/db00353

http://www.gruzovikpress.ru/

http://www.gruzovikpress.ru/article/23075-125-letniy-yubiley-kompanii-renault-trucks-istoriya-marok-berliet-i-renault-rodovoe-derevo-o-dvuh-stvolah-ch-2/