Найти тему
Александр Киндеров

А Глазычев не прав. Малые города сегодня.

В начале 2012 г. мне пришлось вступить в полемику о судьбе малых городов. Все го за пределами агломераций и крупных городов проживают 37 миллионов или третья часть населения России. Хотя потенциал страны способен перераспределить, без ущерба большим городам, соотношение 50 : 50. Для начала.

Тенденция США и прочих по укрупнению и омертвлению территорий нам не интересна - пусть живут, как хотят.

На сайте alldoma.ru  была переопубликована  статья Вячеслава Глазычева  о проблеме малых городов - "Приводим другую точку зрения - ответ на эту статью директора строительной компании в малоэтажном секторе Александра Киндерова".

«В течение нескольких десятков лет нам вряд ли удастся сохранить жизнеспособность всех малых и средних городов», — заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. И Вячеслав Глазычев в своем ответе поставил запятую именно там, где ставить её не должен был. «Малые города – спасти нельзя, бросить!».

Обратим внимание на единогласие. Именно министр экономического развития, а не демонтажа её, говорит такие фразы. Даже моё слово – уже не «воробей, выпустишь ...». А уж от слов министра возводятся не только стены. А скажет – и разрушатся.

И прокомментировать это высказывание попросили не дворника, а директора института продвижения инноваций Общественной палаты Российской Федерации, заведующего кафедрой управления территориальным развитием Академии народного хозяйства при правительстве РФ, Вячеслава Глазычева

Интересное наблюдение.

Э.Набиуллиной, в тот роковой для страны год, когда какой- то мутной волной на трон вынесло Михаила Горбачева, девушке было всего-то 22 года. А предыдущие 5 лет отпечатались в её мозгу тотальным дефицитом всего и вся, и постоянными похоронами первых руководителей страны. Понятно, что за спиной белым пятном светятся только воспоминания о школе, да о пионерском лагере. Совершенно ясно, что у неё нет сожаления по поводу исчезновения малых городов. Мы с ней и согласны – все старое и ветхое, под нож бульдозера, а все, что культурное наследие, в руки реставраторам. Да и за могилами должны ухаживать дети, а потом и внуки. «Одно и то же вещество одновременно может быть и лекарством и ядом одновременно – весь вопрос в дозах». Мера, то есть, которой сегодня то и не хватает.

День рождение В.Глазычева попадает на те дни, где ему как раз исполнилось ровно 45 лет. Когда В.Глазычев закончил школу в 1957 г., он, скорее всего, уже знал, что разрушенный на 95% г. Воронеж, был восстановлен до последнего дома. Были восстановлены и малые города, оказавшиеся на линии фронта: Лиски, Острогожск, Смилуки и др. А Ростов и его малые города? А Сталинград? Москва то пострадала очень мало.

Ну и зачем, спрашивается? Строили бы Большой Воронеж сразу. Но тогда планы у народа, в целом, были несколько иными.

В.Глазычев – коренной москвич. Москва то и в советское время чувствовала себя на голову выше. А уж сегодня Москва и Россия – это совершенно разные государства, с совершенно различным менталитетом их жителей, целями и способами их достижения.

Прочитав комментарии В.Глазычева, я, как человек с обычным аналитическим мышлением, присущему любому человеку, понимаю то нехорошее, что происходит сейчас. В.Глазычев – искусствовед, архитектор, а замещает должность инновационного направления. Даже в комментариях, и то уклон на музеи и культуру.

Постойте, ведь речь идет о миллионах судеб жителей малых городов. Как же можно так? Ведь это – самый обыкновенный цинизм. Я не буду цитировать – надо, сами войдете в Википедию и прочитаете.

Что такое инновация? Опять Википедия. Движение вперед. А в комментарии В.Глазычева явное движение назад. Что за «тянитолкай» из детской книжки?

Не надо приводить опыт Испании и Португалии, а так же Китая и им подобных. Россия не может жить по их лекалам. И не надо приводить в пример аналогии со странами, которые пошли по пути создания агломераций. На велосипеде за два дня можно пересечь самую большую из этих стран. Божий дар и яичница имеют сходную первоначальную форму, но слишком различны их функции. Я бы не советовал путать.

Советский Союз был максимально централизован. Частное предпринимательство было уголовно наказуемым деянием. Малые города были обеспечены работой и снабжением на уровне Госплана СССР. Здесь все понятно и взаимосвязано. Была выстроена четкая цепочка вновь созданной стоимости.

То, что система дала сбой в последние годы СССР, это совсем не вина Сталина или Ленина. Это вина конкретных людей, находящихся у власти в 70-80-е годы 20 века.

Какое отношение все эти рассуждения имеют отношение к теме? Самое прямое.

Кто мешает развивать производство в малых городах? Кто мешает купить токарный и фрезерный станок, что бы появилась вновь созданная стоимость. И с какой стати надо вливать бюджетные средства, когда кредитных ресурсов неисчерпаемые объемы. Да под вразумительную политику даже местных властей, любой коммерческий банк зальет финансами любую программу.

В России в 2010 г. выращено прудовой рыбы чуть меньше килограмма на душу населения. Что раз в 10 меньше, чем в Китае. У нас очень мало зелени, выращенной в закрытом грунте. Огурец через три дня полностью теряет все полезные свойства. Хрустящий муляж из Индии и Турции содержит не больше питательных свойств, чем театральный муляж. Это одно из незаменимых свойств малых городов – находится на границе сельхоз- и промышленного производства.

Далее. В прежние годы пяток кур на базар везли в мотороллере «Муравей» Тульского завода или на мотоцикле с коляской за 3 литра невозобновляемого углеводородного топлива. Сейчас это делают на Жигулях, тонной весом и с 9-ю литрами расхода в час. Китайский мотороллер стоит столько же, как и подержанные Жигули, а китайский квадроцикл – чаще дороже новых Жигулей.

Архитектор В.Глазычев не может понять, что если купить в Чехии коленвал и цилиндр от мотоцикла, за 3 тыс. руб., в любом малом городе можно организовать серийный выпуск грузовых мотороллеров, трициклов, как их сейчас называют. Потому, что цилиндр и коленвал – единственные детали мотоциклетного двигателя, которые лучше покупать у мировых производителей. Все остальное можно делать в любой мастерской. Дары глобализации – любые комплектующие изделия можно по заказу возить из любой точки мира, в любое время года и даже суток. И из каких это соображений молодой человек поедет в душный и забитый наглухо мегаполис, когда у него все есть в провинциальном городе?

Создание агломераций ничего естественного в себе не несет. Для России это противоестественный процесс. Но никто и никого на совещания по развитию территорий не зовет. Везде все и всё знают без нас. Михайло Ломоносова битами бы забили пьяные хулиганы, когда тот пешком шел из Холмогор. В наше время он точно бы никуда не дошел.

А беда то в неуважении собственной истории и культуры, в целом. Хорошо это все описано в «Квартете» И.Крылова: «Проказница Мартышка, Осел, Козел, да косолапый Мишка, задумали сыграть квартет...» Вот эта «музыка» сейчас у всех на ушах.

Во времена Хрущева была шутка: «Как жизнь? Как в самолете – один рулит, а всех тошнит».

В настоящем самолете у командира хоть ответственность прямо пропорциональная – проворонил, воткнулся в землю, и ответил самым первым за всё. Жизнью.

А наши «пилоты» угробят нас дистанционно.

Инноватору В.Глазычеву лучше бы обратить внимание на десятки московских банков в регионах, которые, как насосом вытягивают деньги из регионов посредством потребительского кредитования. Сами банки обвинить в этом рука не поднимется. Если щук в пруду много, то пескарям надо одевать чистое белье. Природа, понимаешь ли.

Отрегулировать не думали? А то в своих комментариях член Общественной Палаты РФ и говорит: «Сгорят в городских топках периферийные дрова».

А ведь можно создать структуру, которая в состоянии будет открыть Википедию и прочитать, что же собой представляет «Инновационная экономика», провести «инвентаризацию» сохранившегося человеческого капитала и произвести инвестирование в этот капитал. Ума то большого и не надо. Да и деньги есть, уж пол-Лондона скупили.

Все уже давно забыли, что в малых городах и других населенных пунктах живут Люди. Пока живые.