КАЗАК ТИМОФЕЙ ЯЩИК – ЦАРСКИЙ ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ
Жизнь этого казака складывалась бы обычным порядком, если бы не революция. Впрочем, вряд ли он считал, что войти в историю таким образом – счастье. Уж больно печальными оказались обстоятельства.
Лейб-казак
Тимофей Ксенофонтович Ящик родился в 1878 году в семье потомков запорожских казаков в станице Новоминской на Кубани. Как было положено казакам, в 21 год его призвали на службу со своим конём. Командующим Кавказским военным округом в ту пору был князь Григорий Голицын. Он сразу выделил
рослого казака с окладистой бородой и назначил к себе в конвой. С ним князь прибыл в 1904 году в Петербург, где Ящик впервые увидал Государя. Князь скоро вышел в отставку, но не забыл о своём верном и представительном ординарце: рекомендовал его на службу в казачью лейб-гвардейскую сотню собственного Царского конвоя.
Там и продолжалась дальнейшая служба казака Ящика. Раз – а Тимофею Ксенофонтовичу шёл тогда уже 37-й год – Государь решил отобрать телохранителя-казака из сотни. Расспрашивая каждого, он остановился рядом с Ящиком. «Я уже слышал эту фамилию», – молвил Государь. Осмелев, казак напомнил, что его старший брат тоже раньше служил в казачьей лейб-сотне. Вскоре Тимофей узнал, что выбор Государя пал на него.
На охране августейших особ
Но на фронт Ящик так и не попал. В декабре 1915 года в часть пришло ему предписание: немедля явиться в Петербург. По прибытии он узнал, что его требует к себе вдовствующая Императрица Мария Фёдоровна. Оказалось, что долгие месяцы службы при Царе не прошли даром: когда Мария Фёдоровна захотела обзавестись собственным казаком-телохранителем, то Николай II вспомнил про Ящика и рекомендовал ей.
Теперь Тимофей сопровождал Императрицу-мать в её поездках, нёс караульную службу в её резиденциях. А тут грянула Февральская революция. Мария Фёдоровна, как и все Романовы, оказалась под домашним арестом.
Под домашним арестом
Временное правительство назначило вдовствующей Императрице местопребыванием Дюльбер в Крыму. Туда к ней вскоре «подселили» младшую сестру Николая II – Ольгу Александровну с её вторым и любимым мужем, полковником Николаем Куликовским.
После падения Временного правительства родственникам Царя ежедневно могла угрожать расправа. Как знать, быть может, внушительная фигура казака с богатой, расчёсанной надвое бородой, готового умереть за своих благодетелей, удерживала большевицких часовых от насилия.
На родине
В мае 1918 года в Крым вошли германские войска, а в декабре того же года их сменили французы с англичанами. Царские родственники получили свободу передвижения, и Великая княгиня Ольга Александровна не пожелала оставаться с матерью. Её муж запросился на службу в Белую армию генерала Деникина, и Ольга уехала вместе с ним.
родила второго сына. Совершив это путешествие, Ящик вернулся к Марии Фёдоровне и вместе с ней в мае 1919 года выехал на английском линкоре. Вдовствующая, а теперь потерявшая всех своих сыновей, Императрица обосновалась в Дании, у родных.
Великая княгиня Ольга Александровна
Снова на родину и навсегда в изгнание
А Ящику пришлось совершить ещё одно грустное путешествие на родину. Осенью 1919 года деникинский фронт покатился назад под ударами большевицких полчищ. Надо было спасать Великую княгиню Ольгу. В декабре 1919 года Тимофей через пол-Европы пробрался в Новоминскую. Но Ольги с детьми там уже не было! Где она?
Оказалось, что в сентябре 1919 года правительство Кубанской области, игравшее в самостийность, предписало покинуть свои пределы членам Царской фамилии! Ольга перебралась в Ростов. Ящик бросился туда, разыскивая её. По счастью, вместе с Ольгой был её муж – генерал Деникин запретил брать в свою армию людей, породнившихся с прежней династией! Бравый казак помог им в обстановке того хаоса, который царил на белом Юге, добраться до Новороссийска и сесть на английский пароход, на котором отбыл и сам.
История Российской Империи