Секрет кинокартин Игоря Масленникова заключается в том, что адресованы они тем, кто, несмотря на возраст, юн душой. А ведь кино, признаётся сам режиссёр, такой вид искусства, который полностью зависит от зрителя и рассчитан на него. Однако Игорю Фёдоровичу всегда удавалось снимать такие фильмы, что и по сей день их смотришь с наслаждением. Прежде всего, это касается серии картин о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
По словам Масленникова, Артур Конан Дойл — скучнейший писатель, и он не взялся бы за его экранизацию, если бы ему в руки не попал сценарий двух замечательных драматургов — Дунского и Фрида. Они совершенно иначе взглянули на произведения мастера детективного жанра и сделали своё собственное, оживив плоскую бесхарактерную фигуру доктора Ватсона. Кадр из фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона".
«Уравняли героев, сделав из них пару. Этого не было в предыдущих экранизациях, Уотсона не замечали. И только Дунский и Фрид поняли, что короля сыграть в одиночку невозможно. А уж когда мы нашли на роль Ватсона Соломина!..» —
с воодушевлением вспоминает режиссёр. Действительно, ироничный по натуре Виталий Соломин поделился искорками юмора со всей съёмочной группой. Масленников подхватил эту интонацию, и в результате получилась комедия, которая востребована у зрителя до сих пор. Василий Ливанов в роли сыщика тоже оказался стопроцентным попаданием.
«Долихоцефал, позёр, говорун, франт. Католик. Такой Холмс — для меня — у автора», — в одном из интервью рассказывал Игорь Фёдорович.
Также режиссёр, который занимается сейчас в основном преподавательской деятельностью, говорит, что именно «Холмс» позволяет завоёвывать ему уважение младшего поколения:
«Могу похвастаться — ко мне с уважением относятся молодые ребята, и только по одной-единственной причине — „Холмс“! Они выросли на нём, они помнят его с детства и с каждым повтором воспринимают его снова и снова. Мне кажется, что картина получилась вневременной, причём произошло это как-то неожиданно».
Но что же неожиданного в популярности того, во что вложена душа? Однако сам Масленников утверждает, что всё в его жизни происходило случайно, а основными своими зрителями считает детей и женщин: «Мне всегда была интересна женская судьба. Я сделал довольно много детских фильмов. И даже „Холмс“ нацелен на детскую аудиторию. С детьми надо говорить, как с нормальными людьми. Если дети вам не интересны, то это ваш физиологический изъян».
Будущий режиссёр родился в семье инженера, и ничто не предвещало ему творческой карьеры. Деды его были технарями — один трудился в кузнице, другой — на производстве паровозов. Когда началась война, семью эвакуировали на Урал, где отец возглавил танковое конструкторское бюро.
Вернувшись в Ленинград, Масленниковы первое время жили у родственников знаменитого актёра В. Меркурьева, так что творческая атмосфера окружала Игоря с юности. Но сам он о кинематографической карьере не помышлял — был увлечён рисованием и литературой.
«Многие говорят, что чуть ли не с трёх лет мечтали о кино. Я не из их числа. Был мальчик как мальчик, ходил в кино, любил такие картины, как „Золотой ключик“. Во время войны смотрел наши комедии. Потом появились трофейные фильмы типа „Девушки моей мечты“. Вот и весь мой кинематографический багаж…» —
вспоминал о детстве Масленников.
В итоге он поступил на филфак, затем работал в газете и чуть позже — на телевидении. Параллельно Игорь Фёдорович увлёкся сценографией — оформлял спектакли. Очень жалел о том, не пошёл в архитектурный, ведь рисованием занимался с детства. Однако работа с талантливыми театральными режиссёрами, в частности, с Г. Товстоноговым, привела его мысли самому заняться режиссурой. Это решение укрепил партийный выговор за телефильм о таксистах, признанный «идеологической диверсией».
Режиссёрским дебютом Масленникова стала лента «Личная жизнь Кузяева Валентина». Затем были «Гонщики», «Ярославна, королева Франции», «Пиковая дама», «Зимняя вишня», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и многие другие. Однако своим любимым детищем Игорь Масленников называет «Письма к Эльзе».