Образ человека-невидимки из романа 1897 года Герберта Уэллса уже больше века привлекает внимание не только любителей научной фантастики, писателей (вдохновил Феликса Х. Пальму на создание “Карты хаоса”), режиссеров (список экранизаций романа довольно внушительный), но и художников. Гениальный ученый Гриффин, решивший подвергнуть себя смелому эксперименту, стал невидимым, но эта новая способность превратила его в вора и убийцу, сделав в глазах обывателей лишь опасным безумцем.
Одним из первых иллюстрации к роману Г. Уэллса выполнил чешский художник и дипломат Луи Стримпл (1880-1937). Он обучался рисованию в Мюнхенской Академии изящных искусств у знаменитого немецкого педагога Людвига фон Гертериха. В начале XX века Луи Стримпл уехал в Париж. Именно там, в 1912 году, вышел роман "Человек-невидимка" с его черно-белыми иллюстрациями в стиле ар-нуво. Графика Луи Стримпла очаровывает невероятной работой с линией и штрихом.
Созданием иллюстраций к “Человеку-невидимке” занимался российский художник, график, скульптор Валерий Иванович Юрлов (род. 1932). Роман с его работами был опубликован в издательстве «Художественная литература» в 1972 году. Минималистичные, сдержанные в цветовом отношении (монохромная палитра с яркими акцентами) иллюстрации В. И. Юрлова создают впечатление хрупкости человека-невидимки.
В издательстве “Нигма” роман “Человек-невидимка” и пять фантастических рассказов Г. Уэллса вышли с потрясающими акварельными иллюстрациями художника, графика Анатолия Зиновьевича Иткина (род. 1931), работающего по большей части с историко-приключенческими произведениями.
Сюжет романа о человеке-невидимке вдохновил не одно поколение авторов комиксов, ожививших знаменитую историю с помощью средств графического языка. Предлагаю познакомиться с несколькими комикс-адаптациями.
Одна из первых конца 1950-х гг. принадлежит американскому художнику, иллюстратору детских книг, комиксисту Норману Ноделю (1922-2000), который выполнил несколько работ для серии иллюстрированной классики (Classics Illustrated), издававшейся с 1941-го по 1971 год.
В 1991 году для возрожденной серии Classics illustrated комикс-адаптацию создал Рик Гири (род. 1946), лауреат премии Айснера 2007 года.
Несмотря на финал романа Г. Уэллса, забвение и скука человеку-невидимке точно не грозит, герой продолжает жить, но уже в других текстах. Вполне ожидаемо, что благодаря необычным способностям он стал персонажем вселенной Marvel Comics. Из ученого Гриффина превратился в доктора Гаде, который стал невидимым после несчастного случая в лаборатории.
Трансформацию человека-невидимки представляет собой и супергероиня вселенной Marvel Comics Невидимая Леди (Сюзан Сторм Ричардс), одна из членов Фантастической Четверки.
Гриффин занял почетное место в "Лиге выдающихся джентльменов", серии комиксов сценариста Алана Мура, публикуемой с 1999 года.
Пожалуй, редкий выдается год, когда человек-невидимка не появляется на страницах переизданий, комиксов или в фильмах. Один из последних графических романов с Гриффином в главной роли на русском языке предлагает издательство "Эксмо" в серии “Классики в комиксах”. Над ним работали сценарист Доббс (в прошлом — преподаватель истории кино) и художник Криса Реньё. Оригинал вышел во Франции в 2017 году. На мой взгляд, это одна из наиболее удачных графических адаптаций. Авторы очень бережно отнеслись к тексту Г. Уэллса. Они использовали минимум закадрового голоса, практически все реплики отдав персонажам. Отдельно отмечу потрясающую работу художника Криса Реньё. Он занимается образовательными проектами, видеоиграми, иллюстрацией для журналов. В графической интерпретации “Человека-невидимки” Крис Реньё уделил особое внимание деталям исторической обстановки конца XIX века: костюмам героев, предметам быта, архитектуре.
Через сочетание синих и желтых он передал эффектное появление незнакомца в Айпинге и тревожную атмосферу, связанную с этим событием.
Художник выбрал серо-коричневую гамму для рассказа о прошлом — о пути ученого Гриффина к цели, о первых экспериментах, неудачах и успехах.
У Криса Реньё получился визуальный ряд, впечатляющий скурпулезной прорисовкой персонажей, необычными ракурсами, создающий эффект полного погружения в знаменитый роман Г. Уэллса.