По данным аналитиков, продажи в офлайн-ритейле и e-commerce продолжают расти, но темпы роста падают. Посмотрим, как цифровая трансформация влияет на объем продаж, что ждет розницу в будущем, в какие IT-технологии и сколько вкладывают торговые сети.
Темпы роста продаж мирового ритейла замедлятся
Согласно отчету emarketer.com, в 2019 году объем продаж на рынке ритейлеров вырос на 4,5%, по сравнению с прошлым годом. При этом темпы роста замедляются, по прогнозам аналитиков, в дальнейшем ежегодный рост также не превысит 4,5%. То есть наблюдается некоторый спад розничной торговли. Для сравнения — в период с 2012 по 2017 годы продажи росли на 5,7%-7,5%.
Ситуация в розничной торговле сейчас отражает то, что происходит в мире. Китайская экономика в 2018 году показала худший рост ВВП за последние 28 лет. По данным Eurostat, рост ВВП Евросоюза замедляется с конца 2017 года. Экономика США также снижает темпы: аналитики S&P прогнозируют, что рост ее ВВП упадет на 2% к концу 2020 года.
Доля e-commerce в продажах ритейла продолжает расти
В сегменте e-commerce ситуация аналогичная — продажи растут, но темпы их роста падают: с 20,7% в 2019 году до 14,9% в 2023 году. При этом доля e-commerce в общих продажах ритейла неуклонно увеличивается: в 2019 году она составит 14,1%, а в 2023 году достигнет 22%.
Быстрее всего растут продажи интернет-магазинов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, несмотря на замедление экономики Китая. На втором месте Латинская Америка, замыкают тройку лидеров Африка и Ближний Восток.
Самым быстрорастущим рынком из первой десятки стран, возглавляющих статистику роста электронной коммерции, стала Мексика. Продажи e-commerce в этой стране выросли за прошлый год на 35%.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем рынка российских онлайн-ритейлеров за 2018 год составил 1,66 трлн рублей. Цифры российских аналитиков разнятся с отчетами западных коллег, однако, аналитики emarkerter.com включают Россию в первую десятку крупнейших мировых рынков e-commerce.
Ситуация на рынке в России внушает оптимизм. Стратегия Минпромторга предполагает, что к 2024 году доля электронной торговли в общем объеме торговли РФ увеличится до 20%. При этом ведомство намеревается повысить российскую долю на глобальном рынке до 10%.
Есть и другие прогнозы. Morgan Stanley предсказывает, что российский рынок e-commerce к 2023 году вырастет более чем в 2,5 раза, а продажи составят 3,4 трлн рублей (примерно 52 млрд долларов). Примерно такие же цифры приводит East West Digital News в свежем отчете о будущем электронного ритейла в России.
Темпы роста рынка ритейла в России
По данным отчета INFOLine, в 2018 году оборот российского ритейла продолжил тенденцию роста, начавшуюся в 2017 году, и составил 31,6 трлн рублей, увеличившись на 2,8% в физическом выражении и на 6,2% в денежном.
Хорошую динамику показывает сектор розничных продаж продовольственных товаров: в 2018 году он вырос почти на 50% и приблизился вплотную к отметке в 23 млрд рублей. В свою очередь, онлайн-рынок FMCG превысил 150 млрд рублей.
Среди лидеров по инвестиционной активности на рынке FMCG — продуктовые ритейлеры X5 Retail Group и «Магнит». На долю компаний пришлось 60% новых открытий магазинов в 2018 году при чистом приросте торговых площадей по всей отрасли на 1860 кв. м.
Аналитики M.A.Research прогнозируют, что в 2019-2024 годах доля лидеров российского рынка FMCG увеличится до 20-25%, что приведет к усилению конкуренции. Также исследование предсказывает, что реальный рост рынка сетевого продовольственного ритейла составит в 2019 году не более 2.5%. В последующие годы динамика останется положительной, а темпы ускорятся: до 4.3% в 2020 году и от 4,5% до 5% в период с 2021 по 2024 годы.
Лидеры мирового рынка розничной торговли
В марте 2019 года аналитики онлайн-платформы Kantar Consulting, совместно со Store, официальным журналом NRF (Национальной федерации розничной торговли США), выпустили отчет Top-50 Global Retailers.
Не стоит удивляться, что один из представителей «большой тройки» — Alibaba — оказался в рейтинге ниже конкурентов: Walmart и Amazon. Это связано с тем, что большая часть товаров, которые продает маркетплейс, не проходит через его склады, а значит, не учитывается в совокупных доходах. Кроме того, баллы начисляют за международные доходы, а большая часть доходов ритейлера с китайского рынка.
Вторую строчку Amazon объяснить гораздо проще. Имея большую капитализацию, чем Walmart, Amazon значительно уступает конкуренту по прибыли. У компании Джеффа Безоса есть все шансы сократить отставание, если они продолжат развивать инновационные и международные проекты.
Технологии, в которые вкладывает ритейл
Агентство Gartner прогнозирует, что в 2019 году ритейл потратит на технологии 203,6 миллиарда долларов, это на 3,6% больше, чем в 2018 году. Лидер по росту расходов — программное обеспечение. В основном IT-директора розничной торговли отдают приоритет аналитике, цифровому маркетингу, мобильным приложениям, платформам электронной коммерции и искусственному интеллекту, как технологиям, наиболее важным для выполнения миссии своей организации.
«Раньше перед IT-директорами стояла задача минимизировать риски и затраты, — говорит Молли Бимс, старший директор и аналитик Gartner, — Теперь они несут ответственность за результаты бизнеса. Они отдают приоритет окупаемости инвестиций и другим измеримым воздействиям на бизнес. Вкладывают в аналитику как для получения краткосрочных выгод, таких как принятие решений, так и для подготовки к инновациям, таким как роботы, искусственный интеллект и дополненная реальность, — все это потребует надежных наборов данных».
В исследовании, проведенном порталом Retail TouchPoints, 115 американских специалистов из сферы розничной торговли заявили, что технологии стали главным направлением, в которое вкладывается ритейл: 61% опрошенных отметили увеличение бюджета на новые технологии, 52% на мобильные.
В России, согласно исследованию аудиторско-консалтинговой фирмы KPMG, которая опросила топ-менеджеров 100 крупнейших российских компаний, средний размер инвестиций ритейла в технологии составит 45,4 млн рублей в год.
Также эксперты выяснили, какие новые технологии респонденты уже опробовали в бизнесе. Самым популярным оказался анализ больших данных, его используют 55% опрошенных из сферы ритейла.
Другое исследование о цифровизации российского бизнеса, проведенное НИУ ВШЭ, концентрируется на IT-решениях в рознице.
Аналитики отмечают, что ритейлеры анализируют большие данные для персонализации общения с покупателями. При этом для развертывания систем электронной торговли крупные ритейлеры используют как собственные ресурсы, так и облачные технологии. Отмечается тенденция передачи на аутсорсинг облачным провайдерам не только хранения данных, но и развертывания информационных систем, обеспечивающих бизнес-логику. Она появилась в результате роста конкуренции и экономической стагнации.
Также в ритейле применяют IT-технологии управления персоналом, в том числе с биометрической идентификацией, ГИС (географические информационные системы) — системы проектирования и визуализации торговых точек и управления торговой сетью. Растет популярность RFID-меток для удешевления маркировки товаров и улучшения покупательского опыта.
Среди трендов авторы исследования отмечают омниканальные платформы, то есть управление комплексными персонализированными продажами в реальном времени. Для этого внедряют интеграционные платформы, оптимизирующие поток обращений и загрузку операторов колл-центров. Они интегрируются в IT-инфраструктуру ритейлера, обмениваются данными с BI, CRM, ERP-системами. Например, облачные решения для ритейла от MCS помогают создать консолидированную IT-инфраструктуру, объединив офлайн- и онлайн-опыт покупателей.
«Сегодня применение цифровых технологий становится делом не только специально назначенных для этого IT-специалистов, а всех сотрудников компании, начиная с генерального директора, и заканчивая рядовыми исполнителями и рабочими. Без понимания происходящих системных изменений российским компаниям будет нелегко выдерживать конкуренцию на нынешних и будущих рынках», — считают авторы исследования.
Что ждет ритейл в ближайшем будущем?
Прогнозы на будущее ритейла однозначно положительные. Мировая розница замедляет темпы роста продаж, но падения объема оборотов не ожидается. Доля электронной торговли в общих продажах ритейла увеличивается. Аналитики прогнозируют, что глобальные продажи e-commerce в 2023 году почти удвоятся по сравнению с 2019 годом.
Ритейлеры стремятся к автоматизации и хотят не просто следить за трендами, а опережать их, вкладывая значительные средства в IT. Розничные магазины продолжают идти по пути цифровой трансформации, чтобы не потерять клиентов и выиграть в конкурентной борьбе.
Что почитать по теме:
1. Ритейл будущего: новые технологии, которые впечатляют
2. Машинное обучение для торговли. С чего начать
3. Опыт Lamoda: как пережить «черную пятницу»
Автор: Павел Свиридонов
Источник: https://mcs.mail.ru/blog/ritejl-v-cifrah-tehnologii-bjudzhety-i-prognozy-do-2024-goda