Продолжение интервью с деканом одного из двух старейших факультетов ЮУрГУ – автотранспортного (до недавнего времени автотракторного), доктором технических наук, профессором, автором более 150 научных работ Юрием Владимировичем Рождественским.
Начало см. ТУТ
– Юрий Владимирович, можете рассказать чуть подробнее о работе в советское время?
– Занимался, например, расчётом прочности и надёжности подшипников двигателей внутреннего сгорания. Составлял программы для ЭВМ, потом результаты научной работы внедрялись чуть ли не по всему СССР: у нас в Челябинске на ЧТЗ, в Свердловске (ныне Екатеринбург), в Москве на АЗЛК, в Барнауле, Харькове, Кустанае – там, где производили двигатели. Одна из разработок была связана с моторами воздушного охлаждения: за основу взяли германский образец, довели его до ума в соответствии с требованиями заказчика. Расчёты вели на ЭВМ – ЕС-1020, ЕС-1030, ЕС-1060… Было трудно: вычислительных мощностей в институте тогда уже не хватало, время для работы давали лишь по ночам, например, с 2:00 до 4:00. Но нам было интересно, мы были молоды, полны энтузиазма – и на такие мелочи обращали мало внимания. Использовали ЭВМ дружественных организаций, в частности, Главюжуралстроя – там шли навстречу, давали возможность поработать на их машинах.
В ту пору приходилось многое изучать самому: читать, осваивать, писать программы для ЭВМ, ездить в командировки. Например, с ЧТЗ в Волгоград, на тракторный завод передали документацию на новые двигатели, их нужно было помогать внедрять. Где только не был – во Владимире, в Харькове, в Чебоксарах, Ярославле… Чуть ли не весь Советский Союз объездил. Конечно, всё это отнимало много сил и времени, но зато дало бесценный опыт, пригодившийся при написании докторской диссертации. Защитился я в 1999-м. Тогда же Герман Платонович Вяткин – в то время ректор ЮУрГУ – предложил мне возглавить автотракторный факультет (ранее пост декана занимал Геннадий Дмитриевич Драгунов, но он уже был немолод). Так что с 2000 года по настоящее время стою, как говорится, у руля.
– Рекорд?
– Да как сказать… Лев Григорьевич Анискин возглавлял наш факультет с 1964-го по 1966-й, а затем с 1970-го по 1985-й. А, например, Василий Иванович Крайнов был деканом инженерного вечернего факультета ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ более 30 лет. Всего же я отдал работе в вузе полвека. К несчастью, в 2009 году ушёл из жизни Валерий Никифорович Прокопьев, с 1976-го до самой кончины заведовавший нашей кафедрой автомобильного транспорта. Ректор ЮУрГУ Александр Леонидович Шестаков поручил мне её возглавить. Всего же сейчас на факультете четыре кафедры: автомобилей и автомобильного сервиса; автомобильного транспорта; двигателей внутреннего сгорания и электронных систем автомобилей; колёсных и гусеничных машин. Раньше было больше. Вуз пережил ряд преобразований – и факультет изменился вместе с ним. Первая из кафедр – базовая, готовит специалистов для известной челябинской фирмы «Регинас», совместно с которой и создавалась. Можно сказать, мы здесь первопроходцы: мало кто готовит профессионалов именно для нужд конкретного предприятия, учитывая реальные запросы современного рынка.
(окончание следует...)