Плохо, когда целая отрасль и благосостояние населения страны зависит от прихотей бизнеса или властей другого государства. В положении зависимых оказались операторы связи Киргизии, получающие огромную долю интернет-трафика через транзитных операторов Казахстана. Последние в начале августа неожиданно объявили о трёхкратном повышении цен на свои услуги, о чем уведомили своих киргизских коллег. Новость вызвала шок и недоумение среди игроков отрасли.
"В профессиональной прессе не было ни одного сообщения, которое бы могло объяснить резкое повышение цен. Компании транзитного рынка давно построили все необходимые магистральные каналы, плановое расширение технических возможностей изначально заложено в тарифы", - недоумевают провайдеры.
Киргизские провайдеры уверены в том, что сложившаяся ситуация стала результатом ценового сговора транзитных операторов Казахстана. Дело в том, что на границе киргизско-казахстанской границы действуют несколько транзитных операторов связи, которые конкурировали между собой за предоставление услуг операторам Киргизии. Однако положение дел резко изменилось в июле текущего года, когда цены на услуги казахстанских операторов стали непомерно расти, а при попытке киргизских провайдеров сменить поставщика интернет-трафика им отказывали под различными предлогами.
В качестве реального примера провайдеры приводят компанию "ТНС Плюс", обеспечивающую около 25% трафика Киргизии. Один из киргизских провайдеров имел предварительные договоренности с ТНС о подключении к его транзитной сети. Условия устраивали обе стороны, однако после начала повышения цен, киргизскому провайдеру попросту отказали в подключении к сетям, сославшись на отсутствие технической возможности.
Географический фактор
Незавидное положение дел, в котором оказались провайдеры Киргизии по большей части характеризуется географическим положением республики. Отсутствие выхода к морю, а, следовательно, прямого доступа к магистральным каналам связи, идущим из США, вынуждает Киргизию платить за транзит трафика соседним государствам. Усугубляет положение дел тот факт, что на долю внешнего трафика в стране приходится 80%, что делает Киргизию еще более зависимой от качества и стоимости связи с внешним миром.
Киргизия находится в положении заложника двух основных факторов - от мест выхода подводных кабелей на берег и от необходимости в наземных каналах связи, пересекающих более одной страны, для доступа к станциям выхода подводных кабелей на берег.
В настоящее время у Киргизии есть несколько вариантов доступа к станциям выхода подводного кабеля на берег. На востоке - это транзитный трафик через Китай. Но проблема в том, что в Поднебесной транзитный трафик фильтруется аналогично внутреннему. А это вряд ли можно назвать полным доступом к открытому интернету.
На Юге доступ к подводным магистралям имеют Индия, Иран и Пакистан, но чтобы "достучаться" до этих стран необходим, как минимум, транзит через Таджикистан и Афганистан. Это также вряд ли осуществимо в ближайшей перспективе.
На Западе от Киргизии доступом к подводному кабелю обладают Грузия и Турция, но чтобы получить трафик из этих стран нужно проложить канал связи еще через несколько государств. В настоящий момент такой магистрали не существует.
В итоге самым предпочтительным для республики остается северный вариант, при котором интернет-трафик в страну поступает из России. Здесь свою роль играют еще несколько положительных факторов. Во-первых, это общий язык, благодаря чему контент из России весьма востребован в Киргизии. Во-вторых, размер экосистемы российской сети позволяет обеспечить нормальную связь с остальным миром. Именно здесь в дело вступает Казахстан, поскольку только через его территорию российский трафик попадает в Киргизию.
Цена транзита
На границе России и Казахстана стоимость магистрального трафика на стыках с операторами РФ составляет 35 центов за 1 Мбит/секунду. На протяжении многих лет стоимость транзита снижалась по мере роста объемов пропускаемого трафика со стороны региональных операторов связи Киргизии и составила на июль 10-12 долл. за 1 Мбит/секунду транзитного трафика, говорят представители отрасли.
При этом в исследовании, проведенном организацией Internet Society, приводятся несколько иные цифры. По данным организации, на ноябрь 2015 года, стоимость пользования пропускной способностью внешних каналов в Киргизии оценивается на уровне 100 долл. за Мбит/с в месяц; это существенно выше стоимости в Казахстане (4 долл.) и России (15 долл.)
Естественно, что цена за входящий трафик будет прямо влиять на стоимость интернета для конечного потребителя. То есть, если киргизские операторы будут покупать трафик в три раза дороже, чем раньше - в такой же пропорции вырастут цены и у рядового пользователя сети в Киргизии.
Возможные последствия
Киргизские провайдеры первым делом сделали акцент на том, что итогом "ценового недопонимания" между двумя государствами, станет кратное повышение стоимости интернета для конечного потребителя.
Если проанализировать тарифы ведущих операторов республики, то становится ясно, что при низких скоростях цены на пользование интернетом довольно высоки. Особенно если сравнивать их с тарифами российских провайдеров.
На скриншотах выше видна особенность тарифной политики провайдеров Киргизии. Цены на пользование внутренним и внешним трафиком значительно разнятся. Средняя стоимость при пользовании внешнего трафика составляет от 500 до 1000 сом за скорость в 512 Кбайт/сек. Внутренний трафик обходится пользователям значительно дешевле при более высоких скоростях. Но как мы уже упоминали выше - 80% трафика, востребованного в республике, - это внешний трафик. Курс рубля по отношению к сому примерно равен, а значит цены на интернет в Киргизии выше российских в несколько раз. О том, как больно может ударить по рядовым пользователям Киргизии трехкратное повышение цен можно понять хотя бы исходя из экономического положения республики по сравнению с соседними государствами.
Еще один момент, о котором также не забыли упомянуть представители телекома Киргизии - это негативное влияние взвинчивания цен на развитие интернета в республике и технической оснащенности телекоммуникационной отрасли страны. О том, что этот вопрос остро стоит в стране говорит одно из самых низких мест, которое заняла Киргизия в рейтинге государств по показателю развития информационных и коммуникационных технологий (IDI), составленном Internet Society.
"Кыргызская Республика со значением показателя IDI 3,78 в 2013 году находится на уровне ниже среднего глобального показателя 4,77. Кроме того, Кыргызская Республика занимает 108 место из 166 стран по показателю ICT IDI союза ITU и 98 место из 143 стран по последним данным о показателе сетевой готовности", - говорится в отчете организации.
Как утверждают представители киргизского телекома, повышение цен отбросит интернет-развитие Кыргызстана на 3-4 года назад, что мгновенно скажется на многих других составляющих. Например, на качестве предоставления госуслуг и доступе к информации.
Киргизские операторы в лице ассоциации уже обратились за помощью в регулирующий орган Европейско-Азиатского Экономического союза. Теперь правовой оценкой действиям казахских провайдеров будет давать Евразийская экономическая комиссия.
В Казахстане же в свою очередь успели откреститься от обвинений Киргизии.
"Киргизские интернет-провайдеры, скорее всего, не очень хорошо понимают конъюнктуру казахстанского рынка по оказанию услуг доступа к интернету. Вряд ли кто-то из-за небольшого киргизского рынка стал бы серьезно менять ценовую политику на нем. Тем более что наши провайдеры не так между собой дружат, для того чтобы проводить согласованную ценовую политику", — заявил в интервью агентству "КазТАГ" президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса, Константин Горожанкин.
В пресс-службе одного из "обвиняемых" - оператора "ТСН Плюс" - также не согласились с обвинениями в сговоре.
"Мы не имеем отношения ни к какому ценовому сговору. Это первое. Во-вторых, в данном конкретном случае, который описывается на киргизском портале, можем сообщить, что мы давно ведем работу с этим региональным киргизским оператором. Да, были проблемы стыка, но эти проблемы были не по нашей вине, а по вине киргизского оператора. Сейчас мы отстроили новый стык на территории Киргизии, который начнет работать в ближайшее время. После этого мы приступим к обсуждению коммерческих условий, в том числе обсудим и то, как будет осуществляться транзит. Реакция Ассоциации операторов связи Киргизии нам кажется несколько эмоциональной. Работа ведется, вопросы решаются", - цитирует REGNUM слова пресс-службы оператора.
Впрочем, если ЕАС не увидит нарушения правовых норм, то повышение цен или снижение скорости входящего трафика неизбежно. С другой стороны последний вариант может стимулировать развитие внутреннего интернета в Киргизии и появлению большого количества интересного контента, который сможет удовлетворить потребности пользователей. К слову, как это в свое время и произошло в Казахстане. Тем более что перспективы для роста внутреннего трафика в Киргизии есть. По данным на конец 2015 года количество активных пользователей интернет-услуг в Киргизии составляет 4 754 601 абонентов. Имеет доступ к услуге Интернет около 79% населения республики.
Стоит отметить, что в Киргизии уже стали проявляться первые последствия повышения цен. Например, ни один из действующих в республике провайдеров не изъявил желание принять участие в тендере на подключение республиканских школ к интернету. Требования тендера - минимальная пропускная способность канала: 10 Мбит/сек в зоне KG, и 2 Мбит/сек вне зоны KG круглосуточно. При этом доступ может быть организован как через медный кабель, так и волоконно-оптический кабель или беспроводной доступ. При таких достаточно либеральных условиях подключить к сети 600 школ согласился лишь государственный "Кыргызтелеком", но предложив при этом сумму в разы большую, чем заложена на проект в бюджете.
Вопрос стоит остро, тем более что ранее правительство Киргизии пообещало подключить к сети Интернет не менее 1000 общеобразовательных учреждений республики в 2016 году и все школы страны — в 2017 году (в настоящее время к всемирной сети имеют доступ менее 10% школ в стране).