С мировоззренческой позиции последовательного материализма, развитие определяется потоком причинноследственных взаимодействий различных форм материи и законами (правилами) этих взаимодействий [1-4]
Введём понятие потока и линий тока причинноследственных взаимодействий различных форм материи.
Основной закон потока.
Исходя из мировоззренческой позиции, линии тока причинноследственных взаимодействий различных форм материи никогда не замыкаются. В общем случае они могут расщепляться, (относительно) увеличивая плотность линий тока, либо сливаться, уменьшая (относительно) при этом плотность линий потока.
Взаимодействие формы материи мысль со структурами мозга является частным случаем общего потока причинноследственных взаимодействий и подчиняется тем же законам (правилам).
Появление и взаимодействие между собой обособленных и выделенных структур (человека), взаимодействующих с формой материи мысль, обладающих созидательной, творческой активностью и памятью, из окружающего континуума, приводит к образованию социума данных структур. По мере развития, социум все активнее начинает взаимодействовать с окружающим континуумом (как отдельная структурная единица, так и общность**), видоизменяя его под свои потребности, изменяя локальные участки потока причинноследственных взаимодействий, возмущая его.
Могут ли локальные возмущения потока привести к изменению основного потока причинноследственных взаимодействий различных форм материи или основной поток скорректирует эти локальные возмущения в процессе развития? Возможно ли замена локальным потоком основного потока в результате развития (возникновение сверхмогущественного, сверхъестественного)? (Поскольку изучение бесконечного многообразия окружающего мира, и возникающее и основанное на нём понимание окружающего, и воздействия на него, процесс неограниченный и постоянный, вносимые возмущения сливаются с основным потоком по мере развития, что не означает прекращение существования социума, а его видоизменение (развитие или деградация)). Движущие силы потока возникают (определяются) при взаимодействии различных форм материи, и величина возмущения основного потока локальным определяется энергетическими ресурсами социума.
Понятие потока и линий тока причинноследственных взаимодействий различных форм материи приводит к пониманию о не случайном (вероятностном) характере всех наблюдаемых и не наблюдаемых, в нашем локальном случае, явлений (Бог не играет в кости – А.Энштейн). Но, также, не означает предопределённости происходящего для социума, поскольку социум, взаимодействуя с окружающим континуумом, видоизменяет его, в объёме располагаемых энергетических ресурсов, и, соответственно, видоизменяет локальный поток причинноследственных взаимодействий.
Необходимо различать влияние творческой активности социума на поток причинноследственных взаимодействий окружающего континуума и локальный поток причинноследственных взаимодействий внутри развивающегося социума (политику и экономику), имеющий определяющее значение для развития или деградации социума.
Понятно, что точное математическое описание потока причинноследственных взаимодействий из-за множества входящих параметров, часть из которых неизвестна, невозможно. Отсюда и появление понятия случайного (вероятного) события и попытки их численной оценки.
Творческая активность социума выражается через изучение окружающего континуума и изменение его, а также и потока причинноследственных взаимодействий, под нужды социума.
Изучение любых взаимодействий различных форм материи, зафиксированных на опыте, в конечном итоге приводит к созданию первичной физической модели явления, качественно описывающая результат наблюдения. Это относится как к потоку причинноследственных взаимодействий окружающего континуума, так и локальному потоку причинноследственных взаимодействий внутри социума и социума с окружающим континуумом.
На основе выявленных закономерностей строится математическая модель, которая закладывается в основу теории рассматриваемого явления, количественно его описывающая. Предсказания теории проверяются на опыте и, в случае несовпадения количественных результатов опытной проверки предсказаниям, теория пересматривается, дополняется или отвергается, как несостоятельная. Эта логика является основной в познании окружающего мира – «опыт критерий истины».
В настоящее время существуют (выявлены) существенные ограничения экспериментальной (опытной) проверки фундаментальных физических закономерностей существования и взаимодействия различных форм материи. Этот вывод относится как к существующим проблемам в космологии, так и явлениям в микромире (и политике) и социуме. Таким образом, для предсказаний некоторых моделей и теоретических представлений о закономерностях взаимодействия некоторых форм материи, в настоящий момент отсутствует возможность прямой экспериментальной (опытной) проверки, только косвенные, на основе предсказаний теоретических моделей.
Возникает вопрос, на который разные исследователи дают разные ответы: как определить достоверность и соответствие модели действительному положению вещей окружающего мира (континуума) без экспериментальной (опытной) проверки?
Где искать критериальную оценку для математических моделей физических явлений, к которым относятся и взаимодействие социума с континуумом и взаимодействие социума внутри себя, в отсутствии возможности экспериментальной (опытной) проверки. С точки зрения последовательного материалистического взгляда необходима проверка таких теорий на соответствие мировоззренческой позиции. Из ничего ничто не возникает и ничто никуда не пропадает.
Рассмотрим две возможности построения моделей и соответствующих теорий, определим эти возможности как встречное построение.
а). Построение модели и теории на основе экспериментальных (опытных) результатов. Проверка предсказаний теории на эксперименте (опыте). Внесение изменений, дополнений, поправок в модель и теорию на основе полученных результатов эксперимента (опыта). Повторение описанного цикла. Назовём эту возможность построением модели и теории снизу.
б). При невозможности развития или построения модели и теории на основе эксперимента (опыта), теория должна находится в соответствии с мировоззренческими представлениями о природе континуума. Такое построение модели и теории назовём построением сверху, с включением в неё доступных экспериментальных (опытных) результатов.
Для случая социума, в рамках мировоззренческой позиции последовательного материализма, исходя из второй возможности построения моделей и теорий развития, имеет место следующий вывод: социум не может, в процессе развития, влиять (возмущать) на весь поток причинноследственных взаимодействий континуума; развитие не деградирующего социума не сведётся к доминированию единичной структурной единицы (индивидуума); деградация социума возможна при деградации энергетических ресурсов.
Глосарий.
*Социум - человеческая общность как результат исторически сложившихся форм деятельности людей.
**Здесь общность – замкнутая сама на себя система в отсутствии внешних социумов, дифференцированная внутри себя.
Литература
1. Джалилов С.Т. Материалистическое восприятие окружающего, http://www.newtheory.ru/forum/viewtopic.php?f=35&t=4197&e=0
2. С. Джалилов. Последовательное материалистическое понимание окружающего мира (философ-эссе), -Источник – ЦентрАзия. Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1487970720
3. Джалилов С.Т. Развитие материалистического взгляда, «Наука через призму времени» №3 (3) 2017 г., №7 (7) 2017 г., №9 (9) 2017 г., №9 (18) 2018 г. №10 (19) 2018 г. Международный научный журнал www.naupri.ru
4. Sadritdin Djalilov «Development of materialistic view», LAP, 54 page, 2018 г., ISBN 978-613-9-82597-4, www.lap-publishing.com