Цикл публикаций, касающийся подготовки к единому госэкзамену (ЕГЭ) запустили Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) и Рособрнадзор. Мы же остановимся на самых важных моментах.
Начнем с русского языка. Все-таки это обязательный предмет для сдачи. Как показывает практика, большинство экзаменуемых успешно выполняют задания базового уровня сложности за исключением заданий, требующих проведения орфографического и пунктуационного анализа. Так, в 2019 году многие выпускники затруднились в правописании личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Отсюда совет – больше внимания уделять совершенствованию умения понимать мысли других людей и способности выразить свои. Кстати, уметь аргументировать свою точку зрения учат и на других дисциплинах.
На экзамене по литературе наибольшую сложность в базовой части вызвали задания, связанные со знанием художественного текста на уровне значимых элементов и знанием средств художественной выразительности, использующихся автором в лирическом произведении. Среди заданий повышенного уровня сложности, трудности вызывало выполнение заданий №9 и №16. Здесь выпускникам необходимо прибегать к межтекстовому сопоставлению. В этом случае выпускник должен хорошо ориентироваться в литературном курсе в целом, иметь способности рассматривать литературный процесс как непрерывный диалог авторских точек зрения.
При написании сочинения следует внимательнее читать тему, строить четкую логику в рассуждениях, правильно использовать теоретико-литературные понятия.
ЕГЭ по химии требует совершенствования навыков работы с химической информацией, представленной в форме текстов, схем, таблиц и рисунков. При повторении изученного материала рекомендуется использовать комбинированные задания, в которых для решения требуется проведение различных типов расчетов и применение знаний из разных тем. Это могут быть задания, включающие перечень веществ, для которых нужно определить возможность их взаимодействия и составить соответствующие им химические реакции: молекулярные уравнения, полные и сокращенные ионные для реакций ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции с составлением электронного баланса.
Выпускникам необходимо также уметь четко записывать решение заданий с развернутым ответом. Потому не лишним будет отработать записи решения задач, в том числе выходящих за рамки ЕГЭ. Можно, например, прописывать в общем виде порядок нахождения физических величин, без арифметических расчетов. Такой подход позволит сформировать умение самостоятельно разрабатывать алгоритм решения заданий.
Еще один важный момент – составление обобщающих таблиц, в которых фиксируются сведения о веществах: реактивы для распознавания, области применения, способы получения.
Наконец, несколько советов для тех, кто в этом году собирается сдавать китайский язык. При подготовке к выполнению заданий разделов «Аудирование» и «Чтение» нужно обращать внимание на оттенки смыслов, стараться более точно понять, какая именно информация запрашивается в задании и как найти ее в тексте. Также следует поработать с разными по жанру текстами.
Особое внимание нужно уделить разделу «Грамматика, лексика и иероглифика». Совет здесь простой: грамматические навыки формируются только в процессе речи, поэтому нужно увеличить время речевой практики.
Стоит напомнить, что в экзаменационную модель ЕГЭ-2020 по китайскому языку планируется внести ряд изменений. Выпускникам предстоит научиться определять главное в предложенных в письменной форме утверждениях и видеть разницу между ними, при прослушивании игнорировать незнакомые слова, учиться отделять главное от второстепенного.
При подготовке к выполнению заданий раздела «Чтение» рекомендуется развивать языковую догадку, уделять больше внимания варьированию приемов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Кроме того, постоянно нужно расширять типы и жанры текстов.
В раздел «Письмо» важно, чтобы ответы на вопросы соответствовали заданной теме, были развернутыми и правильно сформулированными.
P.S. Кто бы что ни говорил, а для успешной сдачи ЕГЭ необходима серьезная работа на протяжении всего периода обучения.